Возрождение русского флота после катастрофы русско-японской войны ознаменовалось закладкой летом 1909 года четырех дредноутов для Балтийского флота-«Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск». Россия возвращалась в клуб первоклассных морских держав. Дредноуты получили имена в честь побед русской армии и флота.
«Га́нгут» стал четвертым этого имени в русском флоте и назван в честь первой морской победы русских моряков 26 - 27 июля (6 - 7 августа) 1714 года у мыса Гангут.
«Полтава» и «Га́нгут» были заложены в один день, 3 (16) июня 1909 года на Адмиралтейском заводе. «Га́нгут» стал последним (по дате закладки и дате спуска на воду) из четырёх дредноутов балтийской серии типа «Севастополь». Строителем «Гангута» был Лев Львович Коромальди.
Проект балтийских дредноутов был максимально адаптирован под выполнение конкретной задачи Балтийского флота-защите Центральной минной позиции, что и определило своеобразный облик кораблей. По сути это были плавучие бронированные батареи, построенные с учетом опыта войны с Японией ( максимальная площадь бронирования, приземистый силуэт).
Все дредноуты вступили в строй уже в ходе мировой войны.
Достраивали «Гангут» до 4 ноября 1914 года. После ходовых и приемных испытаний в конце декабря (начале января) корабль вошел в состав Балтийского флота. После прихода в Гельсингфорс, основную базу русского флота того времени, вошел в состав 1-й бригады линейных кораблей. Задачей дредноутов было удержание Центральной минной позиции в случае прорыва германского флота к Петрограду.
Как известно, реальное участие дредноутов Балтики в боевых действиях было крайне скромным. 11 ноября 1915 года под прикрытием линкоров «Гангут» и «Петропавловск» отряд крейсеров («Рюрик», «Баян», «Адмирал Макаров» и «Олег») поставил минное заграждение в 560 мин к югу от острова Готланд ( на этих минах 25 ноября подорвался германский крейсер «Данциг»). На счету «Гангута» еще два выхода на минные постановки в 1915 году. Затем дредноуты просто стояли в Гельсингфорсе, командование старалось не рисковать гигантами. За весь 1916 год линкор вместе с бригадой лишь два раза выходил в море.
Отсутствие боевых задач привело к проблемам с личным составом. 19 октября 1915 года на стоявшем в Гельсингфорсе «Гангуте» произошли серьезные выступления матросов.
Поводом стала замена ужина на линкоре с "макаронов по флотски" на ячневую кашу. Днем матросы занимались погрузкой угля и невыдача положенного усиленного питания стала толчком.
Матросы отказались от ужина, потребовали убрать с должности старшего офицера барона О. Б. Фиттингофа.
Командиру капитану 1-го ранга М.А. Кедрову и офицерам с трудом удалось остановить захват матросами оружия. Он пообещал разобраться с требованиями, среди которых было улучшение питания и удаление с корабля офицеров-немцев.
20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин. Следственную комиссию возглавил адмирал А. Небольсин.
Было арестовано 95 матросов (в том числе знаменитый в будущем Дыбенко), 34 из них преданы к суду. 26 матросов приговорили к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет, 8 были оправданы.
С учетом того, что матросов продолжили активно обрабатывать агитаторы различных революционных партий-от анархистов до большевиков, дальнейшие выступления моряков это лишь отсрочило.
В начале марта 1917 года по Гельсингфорсу прокатилась волна погромов и убийств, инспирированных как революционными ячейками, так и иностранной агентурой. Проблемы простоя большого флота вышли наружу. Основной движущей силой стали именно моряки с линкоров. Контр-адмирал Небольсин был смертельно ранен в Свеаборге.
В марте 1918 года Гельсингфорс из удобной тыловой базы флота стал ловушкой. По условиям Брест-Литовского мирного договора с Германией русский флот должен был покинуть независимую Финляндию. Там высадились германские войска и возникла опасность захвата кораблей немцами.
Корабли пришлось выводить через ледяные поля, с некомплектом экипажей. «Гангут» шел в первом отряде с 12 по 17 марта 1918 года в Кронштадт. 9 ноября 1918 года линкор перевели в Петроград, из-за отсутствия топлива и личного состава он был поставлен поставлен на длительное хранение. Из экипажа был укомплектован добровольческий Первый Северный летучий отряд моряков Балтийского флота и другие отряды для защиты Советской власти.
Только в мае 1925 года у Советской России нашлись силы и средства для расконсервации и восстановления линкора. Первые работы начались еще в 1924 году. 26 апреля 1925 года линкор был переведен в Кронштадт, а 15 мая на нем были подняты флаг и гюйс.
Из четырех оставшихся в СССР царских дредноутов три линкора отремонтировали и включили в состав Красного Балтийского флота под новыми именами – «Октябрьская революция» («Гангут»), по простому «Октябрина», «Марат» («Петропавловск») и «Парижская коммуна» («Севастополь»), четвертый – «Полтава», после пожара, пошел на запчасти для собратьев.
2 июля 1925 года линкору было присвоено новое название «Октябрьская Революция». С 1926 года корабль уже принимал участие в походах и маневрах Морских Сил Балтийского Моря РККФ.
Линкор прошел капитальную модернизацию в 1931-1934 годах. Из трех балтийских дредноутов, переживших революционные потрясения, у него модернизация была самой глубокой.
На корабле установили новые котлы с нефтяным отоплением, увеличилась мощность турбин, корабль получил носовую наделку в виде полубака, выполнили перепланировку внутренних помещений, оборудовали два центральных артиллерийских поста и посты управления огнем ПМК, на новых башенноподобных мачтах установили посты КДП, дальномеры, зенитные орудия. На 3-й башне ГК разместили самолет-разведчик.
Внешний вид линкора после модернизации кардинально изменился.
«Октябрину» модернизировали уже с опытом работ на «Марате». 12 сентября 1931 года линкор встал к стенке Балтийского завода. Капитальный ремонт был распланирован на три зимы. Обязательным условием была боеспособность корабля на летний период.
Оправдали себя отказ от турбин крейсерского хода и переход полностью на нефтяное отопление, что позволило вместо 25 котлов поставить 12, освободить и котельное отделение и помещения под угольные ямы. Благодаря этому удалось нарезать дополнительные помещения для личного состава и увеличить экипаж до 1546 человек.
Боевая рубка стала выше, благодаря установке на нее рубки, снятой с линкора «Фрунзе» ( бывший «Полтава»), который не подлежал восстановлению. Новая фок-мачта «Марата» сильно вибрировала, что негативно отражалось на работе КДП, поэтому в конструкцию цилиндрической башенноподобной мачты для «Октябрьской революции» внесли изменения, площадь опоры увеличили, а форму башни поменяли на коническую. Теперь внутри фок-мачты появились новые помещения, в том числе походные рубки командира корабля и флагмана.
На крыше башни №3 закрепили гидросамолет, а у грот-мачты установили краны для спуска и подъема самолета и катеров.
Было усилено и бронирование- крыши башен до 152 мм, казематов -тоже до 152 мм.
Для улучшения мореходности в носовой части соорудили баковую надстройку в 180-200 см высотой над верхней палубой и длиной 20 метров, сверху она была закрыта палубным настилом, а конструктивно жестко закреплена на корпус.
Снятый в носовой части верхний броневой пояс зафиксировали 50 мм траверсом. Добавили продольные переборки и усилили бронирование кожухов дымовых труб. Остальные переделки в основном соответствовали воплощенным на «Марате».
По результатам модернизации мощность машин выросла до 57 000 л.с., а при форсировании до 60 600 л.с. Вес силовой установки снизился с 3259 до 2823 тонн, а объем с 10 475 до 7895 м3. Наибольшая длина линкора увеличилась до 184,85 м, а высота борта на носовом перпендикуляре составила 15,76 м.
Запас топлива снизился с 1700 тонн угля и 750 тонн мазута до 2115 т мазута, а дальность плавания экономическим ходом 14,2 узлов составила 2500 миль (полным ходом 1225 миль).
На испытаниях в 1934 году при водоизмещении 25 100 тонн линкор показал 22,87 узлов при максимальной мощности механизмов.
Планы по модернизации вооружения предусматривали помимо повышения скорострельности 305-мм орудий до 2—3 выстр./мин, КДП и новых ПУС артиллерии ( как на «Марате») также установку четырех перспективных 37-мм зенитных автоматов 11-К, самолета-разведчика с катапультой (на 3-й башне), установку новых параванов, усовершенствование радиосвязи по типу "маратовского", а также монтаж пневмопочты.
В результате модернизации корабль получил два поста КДП2-6 (Б-22 с дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5) для выдачи целеуказания главному калибру, а позже четыре КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4 и стереотрубой СТ-3) для противоминного калибра. В отличие от «Марата», 305-мм башни были получили также 6-метровые дальномеры ДМ-6. В дополнение к ПУС системы Н.К.Гейслера (образца 1909 года), ставшим запасными, были установлены ПУС образца 1932 года (система центральной наводки «Гора»). Основной являлась система центральной наводки «Каземат» образца 1929 года, а система Н.К. Гейслера стала резервной.
ПВО линкора после модернизации состояло из шести 76 мм зениток Лендера (по три на концевых башнях) и четырех 45-мм полуавтоматов 21-К вместо 37 мм зенитных автоматов 11-К, которые промышленность так и не освоила, а также четырех счетверенных 7,62-мм пулеметов. Зенитчиков обслуживали два дальномера. Катапульта на линкоре так и не появилась, а вместо нее установили универсальные 20-тонные краны для гидросамолетов и катеров.
4 августа 1934 года модернизация в соответствии с планом завершилась. Рабочие периоды между сезонами ремонта позволили оперативно устранять выявленные дефекты. Например, замеченная повышенная вибрация кормы с появлением трещин в обшивке на скорости, была устранена.
Стоимость капитального ремонта и модернизации «Октябрьской революции» составила 26,5 млн. руб. по судостроительной части и 13,5 млн. руб. по вооружению, всего 40 миллионов (у «Марата» только 16,7 млн. руб.).
После модернизации 1934 года водоизмещение корабля составило: стандартное 24 235 тонн (осадка 8,71м, метацентрическая высота 1,0 м), полное 26 690 тонн (осадка 9,47 м, метацентрическая высота 1,67 м).
В 30-е годы корабль совершал 7-9 выходов в море за летне-осенний период. С мая 1934 года по июнь 1941 года включительно линкор прошел 56 605 миль.
В июне 1935 года у Демонстейской банки корабль сел на мель, временно потерял ход и повредил днище; доковый ремонт занял 25 суток. Тогда течь устранили бетонированием, что сократило запас топлива на 100 тонн. Ремонт в заводских условиях провели уже в 1940 году за 55 суток.
10 июня 1938 года линкор вновь был испытан на мерной миле и показал 22,48 узлов.
Каждую зиму линкор проводил текущий ремонт и постоянные модернизации. Зимой 1938-1939 годов заменили изношенные стволы у 12 120 мм казематных орудий, три дизеля Фельзера заменили на два отечественных 38-В-8 по 500 л.с. На крыши башен уложили дополнительные 76 мм броневые листы по 7 тонн каждый.
Зимой 1940 года (в феврале) заменили 25% водогрейных трубок в котлах. Ветераны Лендеры уступили место установкам 34-К с 12 мм башенноподобными щитами. Наведение установок производилось по системе Гейслера («совмещения стрелок»). Весной 1941 года добавили две спаренные 76,2-мм артустановки 81-К.
Наконец, линкор получил современные зенитные автоматы 37 мм 70-К. Судя по некоторым данным их ставили постепенно партиями по 4 штуки. Всего 12 автоматов (по три на 2-й и 3-й башнях и по три на мостиках и крыльях фок- и грот-мачт). Кроме того ПВО ближнего действия усилили крупнокалиберными пулеметами- 12,7-мм пулеметы: 4x1, 2x2 ДШК и 2x4 12,7-мм Виккерса (последние — на кормовых срезах в корму от артустановок 81-К, скорее всего уже из британских поставок).
Большие краны были заменены кранами меньшего размера, снятыми с тяжелого крейсера «Петропавловск», чтобы освободить место для зенитных орудий.
Для размещения увеличившегося зенитного боекомплекта были были использованы погреба снятых 120 мм орудий. Подача снарядов к бортовым 76 мм установкам от элеваторов производилась вручную по цепочке. Подача зенитных снарядов на верхнюю палубу шла по электроэлеваторам в ящиках (10 в минуту, вручную-4), на крыши башен с палубы снаряды подавали вручную поштучно, 76 мм-контейнерами по желобу, 37 мм-вручную командой из четырех человек под скорость 30 штук в минуту.
120 мм подавались с погребов по проекту парными элеваторами под 17 выстрелов в минуту, 8-при ручной подаче двумя матросами.
Боекомплект на 1941 год- 305-мм выстрелов около 1200 в четырех погребах, 120-мм выстрелов 2780 снарядов и 3380 зарядов в семи погребах, 76,2-мм патронов около 2000, 37-мм патронов — 33 800 (без кранцев первых выстрелов).
Линкор также имел 12 450-мм торпед образца 1912 года (масса 936 кг, из них 116 кг боевое зарядное отделение, дальность хода 6000 метров при скорости 28 узлов). Торпедные стрельбы в 1927-39 годах проводились регулярно, на 87 выстрелов потеряно 7 торпед.
Линкор имел четыре паравана-охранителя типа Л-1, четыре типа К-1 (приняты на вооружение в 1940 году) и два катерных контактных трала (полоса захвата у всех по 50-60 м).
На 22 июня 1941 года экипаж корабля включал 1443 человек (из них 67 командиров, 228 младших командиров).
«Октябрьская революция» (до 27.06.1925 года «Гангут»). Новое адмиралтейство, Санкт-Петербург. Заложен 3(16) июня 1909 года. Спущен на воду 24 сентября (7 октября) 1911 года. Зачислен в списки судов БФ 16.05.1911 года. Вступил в строй 16 (29) 1914 года. Достройка продолжалась до 4 ноября 1914 года.Введён в эксплуатацию конец декабря 1914 года (начало января 1915 года). Выведен из боевого состава 24 июля 1954 года. Сдан на слом 1956.
«Гангут»
Водоизмещение проектное 23 288 тонн (22 920 длинных тонн; 25 671 короткая тонна), стандартное 24 800 тонн (24 400 длинных тонн ; 27 300 коротких тонн ), полное 26900 т. Размерения (длина/ширина/осадка) 181,2 /184,9* 26,9 * 9,1-9,2 м.
Двигатели-4 турбины Парсонса, 25 водотрубных котлов системы «Ярроу», 42000 л.с. 4 вала.Скорость хода (полная/экономичная)23 / 14 узлов, максимальная 24,6 узла. Дальность плавания 1500/3000 миль. Запас топлива 3000 (уголь), 1100 (нефть)тонн. Экипаж 1140 -1220чел.
Бронирование- Пояс/борт 225-100 / 45 мм.Палуба38+25+12 мм.Траверз (носовой/кормовой)125-100 / 125-100 мм.Барбеты150-75 мм.Башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша)305-203 / / / мм..Казематы125 мм Боевая рубка 250-120 мм.
Вооружение- 12 (4 × 3) — 305-мм/52 орудий; 16 (16 × 1) — 120-мм/50 орудий Vickers;2 (2 × 1) — 63-мм орудия;1 (1 × 1) — 47-мм/40 орудие Hotchkiss.Минно-торпедное вооружение4 — 450-мм ТА.
На июнь 1941 года:
Водоизмещение стандартное 24320 т, полное 26770; длина 184, 85 м, ширина 26,89 м, осадка 9,5 м;
мощность механизмов 60600 л.с.; скорость хода полная 22,5 уз, экономическая — 14,2 уз; дальность плавания 2500 миль экономическим ходом.
Вооружение 12 305-мм орудий в четырех башнях, 14 (в 1944 г. 10) 120-мм орудий, 10 (в 1944 г. 12) 76,2-мм орудий, 12 (в 1944 г. 20) 37-мм орудий, 8 (в 1944 г. 16) 12,7-мм пулеметов, 4 450-мм торпедных аппаратов (к 1944 г. сняты). Бронирование: борт 125–225 мм, палубы 25–37,5 мм, башни 152–305 мм. Экипаж 1443 человек.
На 1944 год
Водоизмещение, т: стандартное 24320 полное 26770 Главные размерения, м: длина наибольшая / по КВЛ 184,85/181,0 ширина наибольшая / по КВЛ 26,89/26,55 высота борта в носу / на миделе 15,76/14,26 осадка при водоизмещении: стандартном / полном 8,73/9,50 Коэффициенты формы корпуса: общей полноты 0,576 полноты площади мидель-шпангоута 0,96 полноты площади ватерлинии 0,7 Метацентрическая высота, м: при стандартном водоизмещении 1,10 (в 1934 году) при полном водоизмещении 1,67 (в 1934 году)
БРОНИРОВАНИЕ, мм: верхний пояс 125 главный пояс 225 палубы 37,5 + 25 башни главного калибра, стенки / крыши 203 (задняя — 305)/152 боевые рубки, стенки / крыши 250/120
Главная энергетическая установка: суммарная мощность, л.с. на полном ходу / при форсировке 57 500/60 600 котлы. Скорость хода полная / максимальная, уз 22,48/22,87 (в 1938 году) Дальность плавания, миль / при скорости, уз 2500/14,2 1225 / 22,87 (при запасе топлива 2115т) Автономность по запасам провизии, суток 10 Экипаж 1443 человека
ВООРУЖЕНИЕ Артиллерийское: количество установок х количество стволов — калибр, мм, тип установки (боекомплект, выстрелов) 4x3 — 305 мм, МК-3-12 (1200), 10x1 — 120 мм(2480), 6x1— 76,2 мм, 34-К, 3x2 — 76,2 мм, 81-К (3674), 16x1— 37 мм, 70-К, 1x4 — 37 мм, 46-К (34 800), 4x1 — 12,7мм, ДШК(-), 2x2 — 12,7 мм, ДШКМ(.), 2x4 — 12,7 мм Виккерс(.) Торпедное снято в сентябре 1944 года Параванное: количество, тип охранителей 4, К-1.4Л-1
Линкор имел низкобортный корпус с форштевнем ледокольного типа. Длина между перпендикулярами 180,1 метра, наибольшая длина 181,2 метра; ширина с бронёй составляла 26,9 метров, осадка 9,2 метра. Проектное стандартное водоизмещение 23 288 тонн, по факту полное 26 900 тонн.
Силовая установка состояла из 25 водотрубных паровых котлов системы Yarrow и 4 паровых турбин Parsons Франко - русского завода с максимальной проектной мощностью 32 000 л.с. в нормальном и 42 000 л.с. в форсированном режиме.
Бронирование защищало весь борт над ватерлинией, кроме небольшой "пятки Ахиллеса" в кормовой части. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра имел толщину 125-225 мм, верхний броневой пояс с высотой 2,26 метра закрывал участок между траверсом четвертой башни и носом, толщина его между траверсами 125 мм, к носу 75 мм, а корму он не защищал. Траверсы были толщиной 50-125 мм.
Горизонтальное бронирование состояло из трех бронепалуб толщиной 6-37,5 мм при скосах до 50 мм.
Основное вооружение линкора составляли двенадцать 305-мм орудий Обуховского завода с длиной ствола 52 калибра в четырех трехорудийных башнях. Башни размещались вдоль диаметральной плоскости, носовая, кормовая и две центральных.
Для противоминной защиты в казематах средней палубы были размещены шестнадцать 120-мм орудий Vickers образца 1905 года с длиной ствола 50 калибра.
Зенитную оборону обеспечивали два 63-мм орудия и одно 47-мм орудие Hotchkiss.
Кроме того, линкор имел четыре подводных бортовых 457 мм торпедных аппарата, а также систему противоторпедных сетей на бортах.
Модернизации
Капитальная, 1931-1934 годы: 25 котлов со смешанным отоплением были заменены на 12 более производительных с нефтяным отоплением; удалены не оправдавшие себя турбины крейсерского хода; установлена носовая наделка в виде полубака с новыми клюзами, волноломом и другими устройствами; в районе наделки был снят 76-мм верхний броневой пояс; на 14 шпангоут установлен 50-мм траверз; установлена новая жесткая фок-мачта с основанием в виде усеченного конуса; увеличена на один этаж высота носовой боевой рубки; увеличена на один этаж высота носовой боевой рубки; усилено бронирование кожухов дымовых труб с 22 до 56 мм; в районе котельных отделений установлены новые продольные переборки; для улучшения непотопляемости каждое из трех котельных отделений разделили на два отсека 11-мм поперечными переборками; для спуска на воду и подъема с нее гидросамолета и катеров над 3-й башней установили универсальные краны грузоподъемностью 20 тонн с большим вылетом.
После модернизации силовой установки освободились помещения, например носовое котельное отделение. Благодаря перепланировке появились 23 каюты и новые посты.
Изменения в вооружении: установлены два поста КДП2-6 (Б-22 с дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5) для выдачи целеуказания главному калибру; установлены четыре КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4 и стереотрубой СТ-3) для управления стрельбой противоминного калибра; 305-мм башни оснащены 6-м дальномерами ДМ-6; дополнительно к ПУС системы Н.К.Гейслера (образца 1909 года), ставшим запасными, установлены ПУС образца 1932 года (система центральной наводки «Гора»); установлено шесть 76,2-мм орудий системы Лендера (по три на концевых башнях); установлено четыре 45-мм полуавтомата 21-К; установлено четыре счетверенных 7,62-мм пулемета.
1937 год : сняты все 45-мм орудия 21-К.
1938-39 годы : на крыши башен были уложены 76-мм броневые листы по 7 тонн веса; заменены 12 изношенных стволов у 120-мм казематных орудий. Три дизеля фирмы Фельзера заменили на два отечественных 38-В-8 мощностью по 500 л.с..
1940 год : шесть открытых 76,2-мм зенитных орудий системы Лендера заменили новыми 76,2-мм артустановками 34-К с 12-мм броневыми башнеподобными щитами; оборудовано два поста (носовой и кормовой) управления огнем зенитного калибра с иностранными приборами ПУАЗО WEST-5 выпуска 1939 года(?); установлено четыре 90-см боевых прожектора системы Сперри.
1941 год : установлены две спаренные 76,2-мм артустановки 81-К на кормовых срезах, ради этого сняты два кормовых 120-мм казематных орудия( одна из спарок, 1×2 76-мм/55 установка 81-К (с “Марата”) смонтирована в начале 1942 года) ; сняты все счетверенные 7,62-мм пулеметы; установлено 12 новейших 37-мм автоматов 70-К (по три на 2-й и 3-й башнях и по три на мостиках и крыльях фок- и грот-мачт), 4-в начале 1942 года, 4-в сентябре 1942 года; установлено четыре одноствольных и два спаренных пулемета ДШК; установлено два счетверенных 12,7-мм пулемета Vickers; в августе 1941 года сняты и переданы на сухопутный фронт четыре 120-мм орудия;
1941 год : установлено четыре 37-мм автомата 70-К; установлена одна спаренная 76,2-мм артустановка 81-К; установлен счетверенный 37-мм автомат 46-К.
1944-45 годы : сняты два 60-см боевых прожектора МПРЭ-60-3. Установлены полученные про ленд-лизу радиолокационные станции. Демонтированы торпедные аппараты.
1947 год : установлена американская радиолокационная станция обнаружения надводных целей SG-1; установлены английские станции обнаружения воздушных и надводных целей Type 281; установлена английская артиллерийская станция Type 284; установлена радиолокационная аппаратура опознавания.
1953 год : сняты станции SG-1, Type 281 и Type 284; установлены станции советского производства «Риф», «Гюйс-2»; аппаратура опознавания заменена на советскую аппаратуру типа «Факел-М»; обновлены корабельные средства радиосвязи и штурманское вооружение.
1954-55 годы : сняты четырнадцать 120-мм орудий; сняты все 12,7-мм пулеметы.
22 июля 1944 года линкор «Октябрьская Революция» был награжден орденом Красного знамени.
Краснознаменный линейный корабль «Октябрьская Революция» прослужил Родине более 43 лет. Последний раз он отстрелялся главным калибром уже в 1955 году. Через экипаж «Октябрины» прошло 15 000 военных моряков, среди них адмиралы Иван Исаков, Лев Галлер, Владимир Трибуц, Николай Несвицкий и другие.
Командовали линкором капитан 1-го ранга Кедров, Михаил Александрович (1915-1916), Викторов, Михаил Владимирович (1921-1922), Салмин, Евгений Иванович (1925-1928), Иванов, Вадим Иванович(1928-1930), Несвицкий, Николай Николаевич (1930-1936), Вдовиченко, Дмитрий Данилович (1939-1940), Москаленко, Михаил Захарович (1940-1942), Петрищев, Николай Андреевич (1942-1945), Солоухин, Сергей Дмитриевич (1945-1946), Нарыков, Василий Максимович (1947-1951).
Больше, лучше, подробнее-здесь:
Боевая служба линкора-в отдельной статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам