«Одна партия, один народ, один вирус!» Что должно произойти, чтобы этот лозунг украсил дома от Смоленска до Хайнаня? Возможно, не так уж и много - нужно лишь довериться КПРФ и делегировать будущее народа коммунистической партии… Китая! Ведь как ни крути, Поднебесная уже 30 лет (шесть пятилеток!) остается главным и самым мощным оплотом коммунизма в мире.
Откуда у хлопца китайская грусть?
В КПК состоит свыше 90 млн. человек – больше, чем всё население европейской части России. Одно это снимает вопрос о том, чья компартия в мире самая влиятельная. Опосредованно это признает и сам Геннадий Зюганов, который уже много лет едва ли не заглядывает китайским товарищам в рот.
Вы когда-нибудь слышали о взаимодействии демпартии США с демократами Португалии или, к примеру, Швейцарии? Думаю, такой мезальянс показался бы странным большинству избирателей. А вот КПРФ сотрудничает с компартией Китая с конца 90-х годов. Очередной меморандум продлил эти дружеские отношения вплоть до 2024 года.
Один из этапов этого сотрудничества Геннадий Зюганов описал так:
«У меня группа молодых депутатов была на стажировке в Китае, приехали в восторге. Почти две недели изучали, ездили по провинциям. А сейчас отправляем еще одну группу, среди которой будет большая наша компания, которая занимается подготовкой фильмов. Мы хотели из опыта Китая по проведению модернизации реформ снять фильм и показать для граждан страны и нашего партийного актива».
В последние годы у россиян сформировалось особое отношение к гражданам, ездящим на стажировку за рубеж. Многие считают, что заграница русского человека ничему хорошему не научит, только испортит, развратит пресловутыми «западными ценностями». Интересно, что эти люди скажут о «восточных ценностях», когда молодые депутаты КПРФ предложат их российскому народу?
«Наша делегация только что вернулась из Китая. Китай стал локомотивом мировой экономики, вытаскивает весь мир из тяжелого системного кризиса…»
По иронии судьбы Геннадий Андреевич сказал эти слова в конце прошлого года, когда Китай уже столкнулся с грозящей человечеству и мировой экономике опасностью – COVID-19, но, как считают многие, сознательно утаил эту информацию от общественности. И вот теперь, когда и Ухань, и Пекин уже переболели, Поднебесная спешно вытаскивает себя из кризиса. Другим государствам это еще только предстоит сделать – самим, разумеется.
К теме пандемии мы вернемся чуть позже, а пока отмечу, что КПРФ и КПК сближает не только эстетика ленинизма, но и схожий взгляд на способы эффективного хозяйствования. Здесь всё серьёзно: Геннадий Зюганов, выступая недавно в Госдуме, настоятельно рекомендовал депутатам штудировать трехтомник трудов Дэн Сяопина и двухтомник Си Цзиньпина:
«Это уникальный интереснейший документ, который поэтапно показывает, как эта страна прорвалась к высотам космоса и стала передовой державой».
К слову, лидер российских коммунистов восторгается не только экономикой КНР, но и её трудолюбивым народом. Когда кто-то из его помощников усомнился в титанических способностях жителей Поднебесной, Геннадий Андреевич, по его собственному признанию, заявил:
Не знаю, катал ли кто-нибудь тов. Зюганова по Беломорканалу и Транссибу, но его пиетет по отношению к китайским друзьям слегка зашкаливает.
Скажи мне, кто твой друг?
Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, остров Сахалин китайцы с некоторых пор именуют Хайшеньвэй, Боли, Хайланьпао, остров Куедао. Как писал по этому поводу Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа, делается это не в угоду удобства произношения. По ту сторону границы многие считают нас… оккупантами. В своей книге «Дракон проснулся?» российский эксперт приводит тому массу доказательств. Вот, к примеру, слова Фень Юйцзюня, представителя Китайской академии современных международных отношений:
«История доказывает, что Россия в новой истории Китая была крупнейшим захватчиком его приграничных земель».
Что это - популизм, неосторожная фраза? А может, всё-таки, жёсткая позиция?
«В период между 1858 и 1860 гг. царская Россия поглотила часть нашей территории. Но мы не забыли китайские названия этих городов… Хотя унижение уже стало историей, находясь здесь (на Дальнем Востоке РФ) чувствуешь себя подавленно», – пишет генерал армии КНР Ли Хэн. И это не частное мнение отдельно взятого военного. По словам Александра Храмчихина, такая «ностальгия» уже не один десяток лет является неотъемлемой частью внутренней и внешней политики КНР. На посылах о России-завоевательнице уже взращены многие миллионы современных китайцев: рабочих, военных, политиков. Даже патриотическое воспитание в КНР базируется на «истории» о мнимых ужасах российской политики в отношении этой страны.
Да, современному россиянину в это трудно поверить, как и в то, что в 21-м веке кто-то может вновь заиграться с идеями о расширении «жизненного пространства». Однако факты, изложенные в «Дракон проснулся?» оказываются мрачнее самых диковинных «страшилок». Один из уже завершившихся этапов строительства китайской армии предполагает, что вооруженные силы страны должны превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства». Вам эта терминология ничего не напоминает?
Увы, 99,99 процентов россиян (вероятно, включая коммунистов) книгу Храмчихина не читали и посматривают на Китай с уважением. Да, население там – почти полтора миллиарда человек; да, КНР испытывает нехватку ресурсов, воды и страдает от скверной экологии. Да, в Китае давно грезят новыми территориями, но не пойдет ведь его армия на нас войной! У России есть ядерный щит, он – лучший гарант мира… Примерно так рассуждает подавляющая масса россиян. Видать забыли историю пограничного конфликта, разгоревшегося в 1969 году между СССР и КНР из-за острова Даманский (после развала СССР, в 1991 году ставший китайским островом Чжэньбао дао). К тому времени Китай всего четыре года как владел ядерным оружием, а уже какие амбиции! Сейчас ядерный арсенал Поднебесной куда больше.
К 90-м годам, как пишет Храмчихин, Китай производил не менее 140 ядерных боеголовок в год, в том числе с «начинкой» идентичной новейшим ядерным боезарядам армии США. Кроме того, в этой стране велось строительство подземных убежищ, «рассчитанных на прием сотен тысяч и даже миллионов человек». Примечательно и то, что по мнению многих экспертов, реальные рычаги власти в Поднебесной принадлежат не партийному руководству, а ЦВС – Центральному военному Совету! Только заняв пост председателя этой организации, можно стать «полноправным руководителем страны», утверждает Храмчихин.
Означает ли это, что, заигрывая с компартией Китая, любой иностранец, фактически, заигрывает с военным руководством этой страны – вот в чем вопрос!
И грянула пандемия
Когда Китай охватила эпидемия COVID-19, многие обыватели снисходительно заулыбались. Чего греха таить – у множества россиян особое отношение к восточному соседу. Кто-то до сих пор видит в нём борца с воробьями, кто-то откровенно недолюбливает за то, что это он, а не СССР по многим показателям догнал и обогнал Америку. А вот Геннадий Зюганов Китай очень даже любит и не скупится на похвалы в его адрес. Уже 3 февраля - всего через три дня после того, как ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию, и на следующий день после первого подтвержденного случая COVID-19 в России, Геннадий Андреевич заявил:
«Общенародный порыв совершается при руководящей роли Коммунистической партии Китая. Благодаря ее действиям в максимально короткий срок произошла мобилизация необходимых ресурсов, а воля миллионов людей была направлена в единое русло. Примеров грамотной организации работ очень много. Один из самых ярких – строительство в Ухани всего за 10 дней больницы «Хошэньшань» на 1000 койко-мест».
Все бы пресс-секретари так оперативно работали, как работает Геннадий Андреевич, освещая успехи китайских товарищей! Кстати, лидер КПРФ превозносит не только своих то ли коллег, то ли уже идеологических сенсеев, но и их армию:
«Огромный вклад в борьбу с коронавирусом вносит Народно-освободительная армия Китая. Она активно участвует в карантинных мероприятиях. Военные медики со всей страны встали плечом к плечу с медперсоналом Ухани и других городов страны. КПК и НОАК еще раз доказали, что неотделимы от своего народа».
После таких теплых слов не хватает действий, но они волей-неволей рисуются в воображении: НОАК входит (с миром, конечно!) в Хайшеньвэй, Боли и Хайланьпао, а руководитель пресс-службы КПК в России встречает их цветами.
Однако, в сторону штуки! Вернемся к тому, как КПРФ оценивает противоэпидемические мероприятия в России.
По логике вещей, приветствуя борьбу с коронавирусом в Китае, коммунисты должны придерживаться той же позиции и по отношению к России. И да, Геннадий Зюганов в целом положительно оценил меры по преодолению пандемии в нашей стране. Призвал он и соблюдать карантинные мероприятия. Однако, критика властей – главное оружие пролетариата. И положение в партии определяется не только тем, что говорит её лидер, но и тем, какие инструкции получают на местах, тем, как там понимают генеральную линию. Так вот, случайно или нет, но там порой происходят странные вещи. Одну из таких странностей описал «МК Ямал» в заметке: «Отделение КПРФ в Ноябрьске разместило в соцсетях нацистскую листовку». Листовка, кстати, содержала объявление об ответственности за нарушение приказов германских оккупационных властей. Таким образом, по мнению журналистов, авторы поста «посмеялись над пропускным режимом во время пандемии».
А вот еще один пример. Как сообщает Федерал Пресс, «Ямальские коммунисты хотят повысить рейтинг, критикуя другие партии за помощь людям во время пандемии». В данном случае, СМИ описывает неудовольствие зюгановцев в связи с началом социальной кампании «Северяне против коронавируса».
Может быть от Москвы до Ямала так далеко, что там просто плохо расслышали слова Геннадия Андреевича? Может быть и так, однако и в Москве действия коммунистов не всегда вяжутся с его позицией. Взять, к примеру, историю с митингом «За социальную справедливость». Как сообщает Федеральное агентство новостей, столичные коммунисты провели его в разгар пандемии.
Конспирологи не спят
Глядя на дружную перекличку российских коммунистов с товарищами из КПК, волей-неволей ожидаешь того, что любое действие китайских властей Зюганов непременно похвалит. И в этом постоянстве он сейчас смотрится не самым выигрышным образом, ведь его рассуждения о «китайском чуде» диссонируют с тем, что думают о Китае в народе.
Этой весной конспирологи предложили на суд публики две новые теории. Первая гласит о том, что коронавирус намеренно «сконструировали» в США, вторая приписывает это злодеяние ученым Поднебесной.
В данный момент несколько убедительнее звучит вторая версия. И хотя миллионы европейцев относят её к разряду научной фантастики, много и тех, кто в неё искренне верит. Наиболее убедительно эта версия звучит для тех, кто знаком с таким явлением как стратагемность мышления китайцев. Сейчас трудно сказать, какая из 36 стратагем вписывается в эту теорию заговора. Но в лучшем случае это стратагема №9 «Наблюдать за огнем с противоположного берега». В худшем – сложнейшее сочетание нескольких хитроумных алгоритмов.
Но какая от этого польза Китаю? Ведь именно он принял на себя первый удар коронавируса, противостоял ему тогда, когда об этой заразе еще никому и ничего не было известно!
Попробуем разобраться в этом вопросе, не выходя за рамки конспирологической теории. Первое что бросается в глаза, это скорость, с которой руководство КПК сняло большинство ранее введённых ограничений социального и экономического характера, заявив, что распространение вируса в основном блокировано. Это случилось всего через 11 дней после того, как ВОЗ объявила пандемию и уточнила, что её центром является… нет, не Китай, а Европа! Помните, тогда еще в сетях шутили, что, самым безопасным местом в мире оказался уханьский рынок?
Тот, кто хоть раз бывал в Китае, кто погружался в многомиллионную толпу прохожих, кто часами не мог найти в этой стране более-менее малолюдное место, никогда не поверит в то, что госпиталь на 1000 койко-мест и пластиковые бутылки на головах прохожих могли так быстро покончить с разгулом коронавируса. Что-то здесь не так. Или правы те, кто верит в существенное занижение смертности от COVID-19 в КНР, или…
Или же так могло быть задумано, чтобы вызвать масштабный экономический кризис, сопоставимый с Великой депрессией? Как итог - миллионы заболевших, сотни тысяч умерших, разорение целых секторов экономики многих стран. В России, к примеру, ожидается закрытие 90 процентов ресторанов, почти всех спа-салонов и фитнес-центров. Новые безработные требуют внимания властей и денег. И если за рубежом подобные кризисы научились преодолевать без еще больших потрясений, то в России коммунисты заняты тем, что подогревают в людях недовольство. Помните, еще недавно Зюганов хвалил Китай за строгие меры и оперативность в борьбе с коронавирусом? Думаете он сосредоточился на карантинных мероприятиях? Из публикаций СМИ складывается впечатление, что финансовая сторона вопроса интересует его ничуть не меньше. Геннадий Андреевич ставит в пример… США(!), которые намерены потратить на помощь своим гражданам триллионы долларов. Его беспокоит, что у России «есть ещё реальные резервы. Это 550 млрд долларов золотовалютных резервов, плюс 8 трлн рублей – фонд благосостояния и 2 трлн – профицит бюджета. И есть еще огромные ресурсы в банках и на счетах предприятий».
Будто не слыша о государственных гарантиях, предусмотренных в период пандемии, вождь коммунистов предлагал раздербанить всю эту «подушку безопасности» к вящему удовольствию забугорных финансовых воротил. А еще его партия вновь и вновь поднимает вопрос о национализации российских предприятий. Как будто бы сейчас у нашей страны нет других забот.
Между тем, пока цена на нефть колебалась где-то между 19 и 27 долларами за баррель, экономика КНР собралась с силами, ожила. Китай – крупнейший потребитель энергоресурсов, и сверхдешёвое «черное золото» компенсирует множество связанных с пандемией издержек. По мнению экспертов, к июлю китайская экономика полностью оправится от удара и вновь откроет границы для своих товаров. Уже сейчас многие предприятия возобновили производство, включая те, что расположены на родине коронавируса – в провинции Хубэй. Крупнейшая компартия мира полностью контролирует ситуацию в стране. Она обходится без национализации предприятий, без призывов к переделу собственности китайских олигархов, без скандальных обвинений в адрес кого бы то ни было. Эта компартия смело смотрит в будущее и, кто знает, быть может, лишь ждет удобный момент, чтобы всеми силами устремиться на помощь своим шумным зарубежным почитателям. «Шунь шоу цянь ян» - «Увести овцу лёгкой рукой» - так в переводе на русский звучит название 12-й стратагемы.