По случаю конференции "Цифровая трансформация коммуникации" Хорхе Аласид взял интервью для газеты "Ла-Риоха" (вопросы мной редактировались):
Действительность новых парадигм
В 2003 году были опубликованы "Новые парадигмы коммуникации", чтобы описать переходы, с которыми мы столкнулись в цифровом мире, и новые сценарии, открывающиеся для публичного общения. Это текст, который действует до сих пор, 15 лет спустя, чтобы дать возможность понять, почему технология навсегда изменила пространство средств массовой информации и информации - и вместе с ней - всю нашу культуру.
Сеть сгладила сценарий коммуникации с общественностью, растворив границы между средствами массовой информации и упростив для всех пользователей публикацию и распространение контента в глобальном масштабе.
Пророчества, которые провалились.
И техно-утопические, и апокалипсические дискурсы провалились, потому что цифровая революция не освободила нас от патологии информации и не положила конец старым аналоговым СМИ.
Старые СМИ перед новой аудиторией
Сеть превратила аудиторию в пользователя, распространив мощь публичного общения за пределы средств массовой информации.
Поскольку идентичность средств массовой информации и коммуникаторов традиционно основывалась на их исключительной посреднической способности отбирать, упорядочивать, повествовать и распространять профессиональный рассказ о реальности, появление пользователей, генерирующих контент (User Generated Content), представляло собой информационную динамику, к которой никто не был готов.
Первоначальной реакцией созданной системы средств массовой информации на воздействие сети было неуважение. Средства массовой информации презирали блоги и Твиттер до тех пор, пока у них не было другого выбора, кроме как включить их в свои собственные информационные предложения. Сегодня все основные заголовки СМИ имеют блоги и присутствие в основных социальных сетях просто потому, что сеть и ее пользователи изменили пути получения информации.
Принятие изменений
Естественная тенденция устоявшихся отраслей заключается не в том, чтобы радостно воспринимать изменения, а в том, чтобы пытаться защитить их преимущества и распространить их на новый сценарий. Проблема в секторе коммуникаций - и в целом в индустрии культуры - состоит в том, что "штатив", сформированный цифровизацией, сетью и мобильным доступом, создал условия для модели публичной коммуникации, неподвластной контролю ее старых протагонистов.
Идеальный шторм удивил всех: он не давал возможности иметь компас, и, когда он прояснился, оставил позади обстановку, в которой было нелегко ориентироваться на старых океанских лайнерах.
Прозрачность и технология
Откровения Сноудена в 2013 году ознаменовали поворотный момент в ранее очень дружественных отношениях между пользователями и веб-платформами. В начале 2018 года случай с Cambridge Analytica снова подорвал доверие пользователей и усилил давление с целью усиления общественного контроля над тем, как технологии управляют пользовательскими данными.
Как на фискальной арене, так и на арене управления персональными данными, законодательство пытается перенаправить поведение компаний, известных по аббревиатуре GAFA (Google, Apple, Facebook и Amazon), которые приобрели такую огромную власть, что уже начинают порождать страх.
Важнейшим аспектом дискуссии о прозрачности этих технологий является вопрос об алгоритмах, которые, являясь значительной частью их бизнес-модели, продолжают оставаться "черными ящиками" как для государств, так и для граждан. Бывает, что мы не знаем, какие данные они получают от своих клиентов, как они их используют, а также какие возможности у пользователей есть для их исправления, транспортировки или устранения.
Технология в классе
Образовательный парадокс, создаваемый устройствами, заключается в том, что вы не можете научить подключению, "отключив" учеников. Серьезной задачей для университета в очередной раз является разработка педагогических каналов для внедрения технологий в процессы преподавания и обучения по всем дисциплинам.
Будущее журналистики
Мы движемся к гиперсвязанному миру, в котором нам придется учиться жить со все более умными и автономными машинами.
Мы движемся к миру, в котором опыт реального будет все больше интегрировать физические и виртуальные плоскости до такой степени, что их будет нелегко различить.
Будущее журналистики в краткосрочной перспективе заключается в переосмыслении средств массовой информации - что является ожидаемым цифровым преобразованием - и в принятии мер вокруг отечественных цифровых средств массовой информации.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе журналистика вновь преобразится с помощью таких технологий, как большие данные, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность.