Королевская свадьба была омрачена печальными событиями. 23 года спустя жизни супругов оборвались также весьма трагически.
16 мая 1770 года состоялось бракосочетание дофина Людовика, будущего короля Франции, с дочерью австрийской императрицы — Марией-Антуанеттой. Брак их начался с трагических событий, повлекших за собой гибель людей. Возможно, это стало предзнаменованием для всей их последующей совместной жизни и правления.
Стоит отметить, что недобрые знаки преследуют Марию-Антуанетту с раннего детства. В день ее рождения в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, отголоски которого ощущала вся Европа. Изначально супругой будущего короля Франции должна была стать вовсе не она, а ее старшая сестра Шарлотта. Мать — императрица Мария Терезия надеялась этим браком установить прочный союз с Бурбонами. Однако перед самым отъездом к своему жениху, королю Фердинанду I, от оспы умирает еще одна сестра — Мари Жозефа, и ее место приходится занять Шарлотте. Так юная Антуан, как называли Марию Антонию дома, стала невестой дофина Людовика.
Мария-Антуанетта обладала красотой матери и невероятным шармом. Ее учитель хоть и говорил, что «она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью», отмечал ее живой и смешливый характер. Она была обворожительна и умела очаровать собеседника, кроме того, Антуан настолько изумительно держала себя, что считалась прирожденной королевой. Людовик Август не блистал внешней красотой — он был склонен к полноте и прыщав. Дофин был болезненно застенчив и скован, он хорошо учился, любил историю и право, любил покой и работу руками.
По случаю свадебных торжеств был заготовлен фейерверк. По нелепой случайности искры от шутих попали в хранилище с пиротехникой. Разорвавшие Париж взрывы вызвали панику — обезумевшая толпа бросилась бежать, на соседних улицах проходила ярмарка, образовалась давка, кареты наезжали парижан, люди падали в канавы.
Марию-Антуанетту приняли во Франции довольно радушно, даже несмотря на то, что она была «австриячкой», ей удалось завоевать любовь двора. Однако одно обстоятельство омрачало ее замужество — дофин не желал консумировать брак и никто не понимал, почему. Мать писала ей письма, в которых требовала любыми способами увлечь своего супруга.
В то время Людовик охотнее делился с супругой своими успехами в охоте или в слесарном деле, чем делил с ней супружеское ложе. Мария-Антуанетта же дружила с мужем и проводила свои дни в веселье и развлечениях, тратила деньги без счета и привыкала к нравам версальского двора. Нередко она показывала и свой гордый нрав. Например, она, как и ее супруг, невзлюбила фаворитку Людовик XV мадам Дюбарри. Мария-Антуанетта просто не понимала, как эта бывшая модистка и проститука может вести себя в Версале, как дома. О расколе при дворе стало известно и матери Марии-Антуанетты, которая заявляла, что нельзя показывать свой нрав, пока не родила наследника и не упрочила свои позиции. Принцесса сдалась и на одном из приемов обратилась к Дюбарри с единственной фразой: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно».
Но все резко изменилось, когда в 1774 году от оспы умер Людовик XV и ее муж стал королем Франции. Теперь брак требовал не просто «узаконивания», но и скорейшего появления наследника. И вот спустя семь лет после заключения брака, Мария-Антуанетта смогла забеременеть. Двор, конечно, был не рад рождению девочки, чего нельзя сказать о короле. В знак благодарности он подарил супруге дворец недалеко от Версаля, куда она и переселилась. Добродушный муж не решался сокращать расходы жены, а казна тем временем пустела. В 1781 году у супругов наконец-то появился долгожданный наследник, а в 1785 году — еще один мальчик. Мария-Антуанетта постепенно остепенилась и стала стараться больше времени уделять семье, но былая дурная слава продолжала ее преследовать.
Своей разгульной жизнью и «советами» простым парижанам о поедании пирожных вместо хлеба, которые ходили в народе, она настроила людей против себя. Поэтому разгневанная толпа, когда случилась Революция, не пожалела ни ее мужа, ни ее саму. Королевскую семью перевезли под домашний арест во дворец Тюильри. Мария-Антуанетта разработала план побега, хотя муж и настаивал оставить его, королева была непреклонна — если бежать, то всей семьей.