Найти тему

Талантливый итальянский композитор 17-века

Доменико Скарлатти (род. 26 октября 1685 г., Неаполь [Италия] - родился 23 июля 1757 г., Мадрид, Испания), итальянский композитор особо отметил за свои 555 клавирных сонат, которые существенно расширили технические и музыкальные возможности клавесина.

https://pixabay.com/ru/images/search/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/
https://pixabay.com/ru/images/search/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/

Ранняя жизнь и вокальные произведения: Италия
Доменико, сын известного композитора вокальной музыки Алессандро Скарлатти, родился в том же году, что и Дж.С. Бах и Г.Ф. Гендель. В 15 лет он получил назначение на должность органиста в Неаполе.

В 1703 году здесь были поставлены его первые оперы "Оттавия реституция аль-троно" и "Иль Джустино".

В 1705 году отец отправил его из Неаполя в Венецию, где он, по общему признанию, учился у композитора Франческо Гаспарини. Находясь в Венеции, Скарлатти, возможно, встретил молодого ирландца Томаса Росинграва, который много лет спустя описал клавесин Доменико, играющего с английским музыковедом Чарльзом Берни, как будто "у инструмента было десятьсот д...; он никогда раньше не слышал таких отрывков из исполнения и эффекта". Скарлатти, возможно, также подружился с Генделем во время пребывания в Венеции.

К весне 1709 года Скарлатти принял пост отца в Риме в качестве музыкального руководителя и композитора у изгнанной польской королевы Марии Казимиры. До ее отъезда в 1714 году он сочинил серию опер и эпизодических пьес, все они на текстах королевского секретаря Карло Сигисмондо Капечи.

Часть музыки сохранилась, но если бы не отраженная в ней слава более поздних клавесинных сонат, эта музыка сегодня не вызвала бы большого интереса.

К 1713 году Скарлатти установил отношения с Ватиканом, а с 1714 по 1719 год занимал должность музыкального директора Юлианской капеллы. Из дошедшей до нас церковной музыки, которая появляется с этого времени, только 10-годовой Stabat Mater дает намек на гения, который должен был найти свое долгое цветение в клавесинных сонатах.

В эти годы Скарлатти завершил свою, казалось бы, не удавшуюся карьеру оперного композитора с Амблето (1715); у него было интермеццо "Дириндина", которое из-за вольностей его текста было снято с исполнения в Риме. Кроме того, в его творчестве были поставлены "Берениче, регіна ди Эгитто" (1718 г.) с музыкой как самого автора, так и Николы Порпоры.

Более многообещающими для будущего были его отношения с португальским посольством, для которого в 1714 году он сочинил кантату в честь рождения наследного принца Португалии.

В сентябре 1719 года Скарлатти оставил свой пост в Ватикане, а к концу 1720 года он находился в Лиссабоне, где 6 сентября в королевском дворце была исполнена его серената Contesa delle Stagioni. Он стал музыкальным руководителем короля Португалии Иоанна V, а также музыкальным мастером младшего брата короля дона Антонио и принцессы Марии Барбары де Браганса, которая должна была остаться его покровительницей и для которой впоследствии было написано большинство клавесинных сонат. Продолжалось производство серенад и церковной музыки, большей частью адекватной, но едва заметной, если судить по сохранившимся произведениям.

Но в жизни Скарлатти произошли большие перемены. В 1725 г. умер его отец; в 1728 г. он совершил свой последний визит в Италию, чтобы жениться в необычайно позднем возрасте 43 лет на молодой римлянке Марии Катерине Джентили, которая перед своей смертью в 1739 г. родила ему шестерых детей (еще четверо родились от его второго брака с испанкой Анастасией Максарти Ксименес); а также в 1728 г. его ученица Мария Барбара вышла замуж за испанского наследного принца, будущего Фердинанда VI, и Скарлатти последовал за королевской парой в Испанию.

Поздняя жизнь и работа с клавиатурой:

Испания
Там ему предстояло провести оставшиеся годы, сначала в Севилье (Севилья), возможно, уже слушая испанскую популярную музыку и подражая, как рассказывает Бурни, "мелодии мелодий, исполняемых перевозчиками, мулетерами и простыми людьми", а после 1733 года - в королевских резиденциях Мадрида и в близлежащих дворцах Ла Гранха, Эль Эскориал и Аранхуэс. Похоже, что многие связи с прошлым были разорваны, и, похоже, что произошла эмансипация, позволившая необычайно стилистически развить клавесинные сонаты.

Скарлатти практически исчезает как композитор вокальной музыки, и нет никаких свидетельств его участия в экстравагантных оперных постановках, поставленных при дворе его другом, певцом-кастратом Фаринелли.

Самая полная из сохранившихся записей о жизни и характере Скарлатти содержится в серии клавесинных сонат, которые начались с публикации его "Esercizi per gravicembalo" ("Упражнения") в 1738 году, которые заразили которая содержала 30 сонат. Серия сонат прекрасно продолжилась рукописными томами, переписанными для Марии Барбары в 1742 и 1749 годах. В 1746 году она стала королевой Испании, а музыкальная деятельность испанского двора стала как никогда щедрой.

Но главным доказательством собственной деятельности Скарлатти продолжает оставаться последняя большая серия клавесинных сонат, скопированных для королевы с 1752 по 1757 год, год смерти Скарлатти.

Эта музыка варьируется от придворной до дикой, от почти сахариновой урбанизации до едкого насилия. Ее веселье тем сильнее, чем сильнее подтекст трагедии. Ее моменты медитативной меланхолии порой переполняются всплеском экстравертной оперной страсти. Особенно он выразил ту часть своей жизни, которая была прожита в Испании. Вряд ли найдется такая часть испанской жизни, испанской популярной музыки и танца, которая не нашла бы себе места в том мире, который Скарлатти создал со своими сонатами. Ни один испанский композитор, даже Мануэль де Фалья в 20 веке, не выразил сущность своей родины так же полно, как иностранец Скарлатти.

Он запечатлел:

  • щелчок кастаньетов,
  • струны гитар,
  • гудки приглушенных барабанов,
  • суровый горький плач цыганского плача,
  • ошеломляющее веселье деревенского оркестра
  • и, прежде всего, жуткое напряжение испанского танца.

Продолжение биографии..