Почему на кассе супермаркета вам предлагают собирать наклейки? А в приложениях доставки предлагают подарок за баллы? Сейчас разберемся, что такое геймификация, и для чего она нужна маркетологам.
Как это работает?
Геймификация — это применение игровых подходов в неигровой среде. Это делается для усиления вовлеченности и получения желаемого поведения.
Игры работают таким образом, чтобы вам хотелось проводить в них все больше времени. Заинтересованность создается с помощью особых игровых механик, хотя и красота картинки тоже имеет значение.
Основной принцип — дофаминовое подкрепление. Этот нейромедиатор вырабатывается в мозге и отвечает за чувство удовлетворения, например, от выполнения игрового квеста или открытого достижения. В жизни дофамин вырабатывается после закрытия задачи, также он отвечает за приятное предвкушение награды.
Этот принцип влияет на формирование привычек, поэтому его используют поведенческие терапевты, когда помогают людям приобрести полезные привычки и отказаться от вредных.
И конечно эффективность этого принципа не могли не заметить маркетологи. Впрочем, его наверняка применяли и неосознанно, когда проводили розыгрыши призов среди покупателей или конкурсы среди сотрудников. Серьезно и вплотную подходить к геймификации стали уже в 2010-х
Само собой, применяя игровые элементы в маркетинге, следует понимать некоторые особенности этого метода. Поэтому мы предлагаем ознакомиться с нашими советами:
Даже самые маленькие действия требуют подкрепления у новых клиентов.
Если перед новым клиентом сразу поставить большую задачу, он просто не захочет напрягаться для ее выполнения. Лучше сразу дать дофаминовое подкрепление за что-то незначительное, чтобы он втянулся.
Облегчайте принятие решения через игру.
Люди неохотно расстаются с деньгами, а иногда и жалеют о том, что их потратили. Можно приглушить неприятные ощущения, наградив покупателя баллами или скидкой на следующую покупку.
Поощряйте постоянство клиентов.
Удержать старых клиентов проще, чем найти новых. Поэтому награждайте уже существующих клиентов за лояльность:
- Можно начислять баллы за ежедневный вход в ваше мобильное приложение
- Поощрять за активность в социальных сетях
- Дарите бонусы за стабильные периодичные покупки. Например, за ежедневный заказ в течение нескольких дней
Используйте случайные награды.
Процесс ожидания и интерес к неизвестной награде вызывает бурю эмоций. Добавьте рандомности и интерактива. Пускай ваш клиент за определенные действия сможет запустить на сайте колесо удачи с вариантами призов или открыть один из сундуков с наградами. Впрочем, не для каждого бизнеса это уместно. Подумайте, подходящий ли это для вас вариант.
Применяйте геймификацию не только для продаж.
Эта методика может помочь и с другими проблемными зонами. Так, например, можно поднимать активность в соцсетях с помощью наград за нужные вам действия. Например, организуйте розыгрыш призов или скидок. Поставьте условием — оставлять в вашем посте осмысленный комментарий каждый день. Так число комментариев заметно повысится.
Пользуйтесь пристрастием людей к накоплению и коллекционированию.
Людям нравится коллекционировать вещи, особенно если они уникальны. Многим даже не важна их ценность, для них главное — процесс. Конечно, не для всех, поэтому, если будете применять данный метод, — определите цель накопления. Это может быть обмен баллов на определенный продукт.
Интересно, что бонусные баллы все больше вытесняют классические скидки. Все дело как раз в их игровой механике: интереснее выполнять задания (совершать покупки) и получать “внутриигровую валюту”, которую потом можно будет обменять на что-то ценное.
Не переборщите с вознаграждениями.
Платить клиенту за каждое действие — сомнительное решение. Выставьте границы, обозначьте то, какие награды вы будете использовать и с какой частотой.
Награды не всегда должны быть материальными, и тем более не всегда должны стоить вам денег. Это может быть ваша внутренняя валюта, специальные условия, уникальная информация и т.д.
Соблюдайте баланс в периодичности подкрепления: не перекармливайте клиента, но и не стимулируйте его чересчур редко. Если недостаточное подкрепление лишит покупателя интереса, то слишком частое приучит его к постоянной халяве.
Как применить геймификацию к вашему проекту?
Приходите на курс Digital Marketing Diploma и посмотрите на бизнес глазами покупателя. На практике вы сформулируйте ценностное предложение, составите портрет аудитории и освоите digital - инструменты, которые помогут построить и улучшить долгосрочную связь с покупателями.