В течение жизни мы все сталкиваемся с нормативными возрастными кризисами – различными по продолжительности переходами от одного этапа развития к другому, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Они связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными).
Поскольку нас интересует детско-юношеский период мы остановимся именно на периодах взросления.
В детском возрасте различают 3 критических периода :
Первый — от 2 до 4 лет, когда ребенок начинает проявлять стремление к самостоятельности, которое чаще всего истолковывается окружающими, как непослушание.
Второй — с 7 до 8 лет, возраст начала обучения – когда качественные перестройки созревания основных физиологических систем приходятся на период резкой смены социальных условий.
И наконец «великий и ужасный» — пубертатный! Он самый продолжительный, охватывает возрастной диапазон от 11 до 20—23 лет. Это период полового созревания, значительного повышения активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса) и резких изменений взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий. На этом фоне повышаются социальные требования к подросткам, что приводит к несоответствию функциональных возможностей организма социально-психологическим факторам.
Включает ранний пубертатный (подростковый), пубертатный и поздний пубертатный, или собственно юношеский, периоды.
Основными характеристиками, определяющими психические проявления пубертатного периода являются: выраженная неустойчивость и противоречивость, приоритетность аффективной сферы; стремление к самостоятельности, независимости с отвержением прежних авторитетов; повышенный интерес к своему физическому и психическому Я с особой чувствительностью и ранимостью (по поводу каких-либо своих недостатков или несостоятельности), приводящих к фиксации в одних случаях на своих внешних данных, в других — на проблеме самосознания; формирование сексуальных влечений.
При «нормальном» протекании криза наблюдаются искажения в различных сферах: в поведенческой это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на трудности, отсутствие критической оценки своих действий; в аффективной - эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии; в мотивационно-потребностной - потребность в свободе и при этом защищенности, принадлежности к референтной группе.
В течении пубертатного периода выделяют две фазы : "негативную" (12—15 лет) — фазу дезорганизации, выражающейся психической нестабильностью ( наиболее значима для выявления или начала психических расстройств) и "позитивную" (16—18 лет) — фаза стабилизации и гармонизации.
При патологическом течении может происходить смещение фаз во времени, нарушаться темп, выраженность подростковых психологических проявлений. Именно потому, благополучно пережив самый «опасный» подростковый возраст, родители могут столкнуться с проблемами позже в 18-20 лет. При задержках развития негативная фаза, может захватывать не только весь период, соответствующий в норме позитивной фазе, но и продолжаться после 18 лет. При патологическом протекании негативной фазы даже в благоприятной среде значительно усиливается риск антиобщественного поведения, употребления наркотиков, совершения криминальных поступков.
Раннее и резкое выявление психологической кризовой симптоматики при длительном отсутствии тенденции к гармонизации психики обозначают как "хронический криз созревания". Девиантное (отклоняющееся) протеканию пубертатного криза , к которому относят: «дисгармонический» и «патологический пубертатный криз» следует отнести к компетенции психиатра и в этом случае возможно понадобится медикаментозное лечение.
В норме пубертатный криз, как и все остальные проходит, чему несомненно способствует гармоничный климат в семье!
Если Ваших сил и знаний недостаточно, чтобы пройти это непростое испытание вместе с подростком, вполне разумно обратиться за помощью к специалисту: врачу или психологу!
Готлиб В.Я. - врач психиатр-нарколог, директор "Цента детско-юношеской аддиктологии".