Не так давно в игровой индустрии был целый бум различных выживалок. Если ты инди разработчик на ПК и консоли, то перед тобой вставал выбор: делать пиксельную парашу или очередной выживастик.
Сколько их было? Кто знает? Я - точно нет. Но из тех что мне известны: Rust, Ark survival, State of Decay, How to Survive, The Long Dark, Stranded Deep, да даже те же Minecraft и Terraria. Большинство этих игр объединяет основная механика - собирай ресурсы и строй базу, а так же мегатонна багов и графика, которая прямо скажем, не очень.
Особое внимание хотелось бы уделить DayZ от Bohemia Interactive, объединяющая все главные достижения выживалок того времени, по началу не являлось самостоятельной игрой, а была модом для военного симулятора Arma 2 от той же студии. Игра получила некую популярность на постсоветском пространстве, т.к. события происходили в Черноруссии, вымышленном постсоветском государстве, в котором видимо из-за начала трансляции телеканала РЕН ТВ, все жители превратились в агрессивных зомби. Вот и все, появляешься в случайном месте на карте с ПМ (пистолет Макарова) и в путь, ищи еду, оружие, прячься от зомби и других игроков.
Какое то время назад эта же Bohemia Interactive анонсировала Vigor, эксклюзивно для Xbox One (Видимо поэтому ты о ней не слышал). События игры разворачиваются в альтернативном 1991 году на территории Норвегии - единственном уцелевшем после ядерной войны месте, где немногие выжившие развязали между собой локальный конфликт. Хм. Давайте разберемся, зачем одной студии еще одна такая же игра?
Все просто: игра не такая же. Если попытаться описать вкратце, то это - выживание с элементами королевской битвы, при этом не относящееся к какому либо жанру на 100%. Игра не лишает тебя всего после смерти, но и дает чувство азарта.
Убежище
В игре у вас есть убежище, которое вы находите в начале учебной миссии. Полуразвалившийся дом, который вам нужно достраивать и развивать. Это безопасный хаб, в который вы будете возвращаться после успешных вылазок и в случае смерти. Тут ничего не пропадает и не обнуляется. Наличие этой безопасной зоны и есть ключевое отличие от DayZ и других сетевых игр данного жанра. В убежище мы делаем оружие, медикаменты и выращиваем (и не только) еду. Которую можно "жертвовать нуждающимся" (а больше то она ни для чего не нужна, есть и пить мы тут не хотим, в туалет тоже не ходим, но простроить его придется).
Что бы строить нужны ресурсы, которые добываются во время вылазок. И вот тут начинается местная королевская битва. Ну... не то что бы королевская, да и не битва в общем то, но пострелять иногда придется.
Вылазка
Собственно то, ради чего в игру играют. Во время вылазки от 6-ти до 12-ти человек закидывает на карту в случайные места. Через несколько минут после начала вылазки определенную зону, известную заранее, будет сброшен груз (наиболее ценный лут), а еще через какое то время появится радиоактивный фронт (на карте отображается направление ветра, который его принесет) и начнет медленно вас убивать.
Пока вы ждете загрузки вылазки можно рассмотреть с каким оружием идут на вылазку другие игроки. Так же в это время можно за местную голду покупать множитель лута и сброса груза, для всех игроков, а так же купить себе страховку что бы не потерять то, что налутал (груз не страхуется), но только себе. После загрузки карты первые несколько секунд вам дается сориентироваться на местности и отметить для себя точки интересов и точки эвакуации.
Суть вылазки - сбор ресурсов и успешная эвакуация с ним. Можно добежать до первого попавшегося дома, обыскать его и сбежать, тогда это считается успешной вылазкой, но мы же пришли не за этим, правда?
На карте есть несколько полезных мест:
- Радиовышка. Раз в минуту, на короткое время отображает других игроков на карте, или фейковые транспондеры, этими игроками установленные.
- Радиопередатчик. Позволяет один раз поменять место выброски груза и точно знать где он, либо просто уточнить место, если кто то уже поменял,
- Заколоченный дом. Внутри - сейф, а вокруг трупы тех, кто пытался до него добраться, и твой в том числе.
Эти точки интересов позволяют разделить игроков на какое то время, и при этом дать несколько целей, чем просто сидеть в кустах до появления груза.
В последнем обновлении добавили телефоны, суть в том, что если кто то воспользуется им, то по всей карте другие телефоны начнут звонить, и если кто то возьмет трубку на другом конце, то между этими двумя игроками начнется дуэль. Оба будут отображаться друг у друга на карте, пока кто то не умрет или не эвакуируется.
Как я уже писал ранее, самое ценное - рецепты для крафта медикаментов и оружия, а так же куча всего полезного, содержится в сбрасываемых ящиках, поэтому основная охота идет за ними.
И тут раскрываются некоторые особенности игры.
В игре нужны уши, любое передвижение генерирует звуки, громкие или тихие. Тут нет такого что если ползешь, тебя не слышно, еще как слышно! Особенно в лесу, где ветки хрустят так, что на другом сервере игроки пугаются. Нужно прислушиваться, кто где бежит, идет и т.д.
Стрельба - это ад. Это не Call of Duty, где М-ка перестреляет от бедра перестреляет СВД с 200-та метров. Нужно уметь стрелять и помнить, что любая пуля в голову = смерть.
Ты при этом не знаешь, сколько игроков на карте, если только воспользуешься радиовышкой. Ты не знаешь, кто и с каким оружием остался на карте. Если ты слышишь звуки стрельбы, то ты не знаешь, чем она закончилась, может кто то убит, может они разбежались, а может оба получили сильные ранение, но за неимением медикаментов решили эвакуироваться. Это добавляет напряжения на всю вылазку.
И вот ты решил побороться за ящик, тебе повезло, ты живым добрался до места сброса, даже не потеряв половину здоровья спускаясь с холма. Перед этим, как опытный вылазчик, заглянул к радиостанции и определил точное место. Нашел подходящий куст, где будешь прятаться от солнца и лежишь, ждешь. И вот он долгожданный самолет, прилетел и вбросил.
Ящик приземлился, ты смотришь на него, он на тебя. И ничего не происходит. Бежать до радиовышки, что бы проверить есть ли еще кто то вокруг может быть долго, и груз украдут. Выйти сейчас? Но кто то может так же наблюдать за грузом. А может все внезапно умерли?
Такие мысли и добавляют какого то азарта: вот он груз, который ты так хотел, но сможешь ли ты до него добежать? а сможешь ли с ним эвакуироваться? Когда срабатывает таймер радиации эти чувства усиливаются, времени на эвакуацию становится меньше, а из-за направленности радиоактивного фронта некоторые точки выхода становятся недоступными, нужно сообразить куда бежать с грузом.
В какой то момент становится все равно, и ты бежишь забирать груз, это занимает какое то время и все это время ты сидишь на открытой местности.
Лут ты получил, так что пора драпать, и все тебя теперь видят на карте. В этот момент может произойти многое: тебя может догнать человек налегке, т.к. запас выносливости зависит то массы лута, тебя могут поджидать на точке эвакуации, да и просто можно подохнуть от радиации, если ждать слишком долго. И, пожалуй, самый накал эмоций происходит в тот момент, когда ты уже добрался до точки эвакуации и пошел 10-ти секундный таймер. Бывало я умирал от радиации за 2 секунды до эвакуации. Радиация это, кстати, весело. Картинка начинает зернить и искажаться, что мешает смотреть и целиться, а максимальный уровень здоровья начинает понижаться, при этом лечиться бесполезно.
Оружие и снаряжение
Немного пробегусь об этих немаловажных элементах игры.
Они делятся на грейды - от обычного до спец. поставки. Чем выше характеристики оружия - тем выше его грейд. Например: все снайперские винтовки - редкие и выше, а разница между редкой M21 и СВД из спец. поставок в том, что у последней очень низкая отдача, и ее меньше раскачивает при стрельбе сидя и лежа. Но не стоит забывать, что одна пуля в голову из любого оружия убивает. Баланс при этом хороший, спец оружие требует очень много ресурсов и времени производства. Та же СВД требует 32000 материалов и полтора часа на производство, а обычная М16 1800 материалов и минуту на крафт, при том что максимально прокачанное убежище генерирует только 581 материл в час.
Вывод
Игра на мой взгляд заслуживает внимания. В ней есть много интересных механик и при этом она активно поддерживается разработчиками. Добавляются новые пушки и снаряжение, режимы игры и улучшения убежища. Игра требует терпения и осторожности на вылазках, и постоянно держит в напряжении, но зато дарит сильный всплеск положительных эмоций после успешно завершенной вылазки.