Основа афиши TheatreHD, то, с чего почти десятилетие начался наш проект - спектакли британских театров. Возможность увидеть на сцене любимых киноактеров - бесценна, но не менее интересно взглянуть и на заметно отличающуюся от российской театральную традицию.
Как устроен этот прекрасный мир, полный традиций, четких правил и экспериментов, имя которому “британский театр”?
Немного истории
Театр Великобритании, как, в общем, и все остальные драматические театры Европы - родом с рыночных площадей. Настоящая драматургия появилась примерно в середине XVI века, и почти сразу, в конце века, театр начал перебираться на стационарные сцены. Первый театр, расположенный в Лондоне, был открыт в 1576 году и без прикрас был назван просто “Театром.” Ему напрямую наследовал “Глобус”, открытый в 1599 году. Скажем честно, уличных замашек эти заведения не утратили (“Глобус” сохраняет их и сейчас).
Родоначальниками британского театра принято считать Кристофера Марло и Джона Лили. Второй заложил основы романтической комедии, а первый считается родоначальником английской драмы. “Доктор Фауст” Марло на века пережил своего создателя; этот спектакль в постановке театра “Глобус” и сейчас можно увидеть на экранах TheatreHD.
Ну а потом “к власти” пришел Шекспир, и все дальнейшее развитие британского театра связано уже с ним.
Кстати, “театр” тогда не было равно “труппа”. Театр звался “Глобусом”, а труппа, состоявшая из пайщиков и еще нескольких актеров, звалась “Слуги лорда-Камергера”. “Театр не равно труппа” верно для Великобритании и сейчас. В большинстве случаев артистов собирают под конкретный проект, потом распускают. Это не означает, что у театров нет своего постоянного “пула” исполнителей, но это совсем не то же самое, что наше “прослужил в Малом театре пятьдесят лет”.
Раны
Репертуарных драматических театров в нашем понимании в Великобритании фактически нет. Даже те, где есть постоянный набор спектаклей - в основном музыкальные - работают блоками в ротации. То есть если сейчас идет “Лебединое озеро”, то оно будет идти десятком-двумя спектаклями подряд, а в следующем месяце вы его в афише точно не найдете, а можете не найти и в ближайшие пару лет. Мюзиклы, да, играют годами, но это - отдельная история, о них как-нибудь в другой раз.
Есть и исключения типа знаменитой “Мышеловки” (ее играют с 1952 года и впервые прервались только на карантин!). Но основная масса театров работает “ранами” (англ. run - пробег, период времени). Продолжительность рана - четыре-десять недель. Под постановку собирается команда. Когда ран заканчивается, команду распускают, а спектакль прекращает свое существование. Бывает, конечно, такое, что где-то восстанавливается та же самая постановка, этот формат называется возобновлением, скорее всего, с другим составом исполнителей. Но в большинстве случаев со спектаклем прощаются навсегда, он может сохраниться только в архивных записях или на экранах кинотеатров.
Сначала спектакль играют на превью - предпоказах, во время которых еще возможны существенные изменения в режиссуре, а прессе запрещено писать рецензии. Так, например, над предпоказах “Галмета” Бенедикт Камбербэтч читал монолог To be or not to be в самом начале спектакля, но к концу превью монолог переехал на свое обычное место.
В завершение блока превью случается press night - официальная премьера спектакля, куда приглашаются VIP гости, звезды, представители прессы. На этот спектакль уже появляются рецензии в СМИ. Случается так, что спектакль становится мегапопулярным, и тогда, если позволяют другие контракты актеров и планы театра, ран продляют, скажем, на пару недель.Но в случае со звездами и такое решение не всегда спасает: даже огромный “Барбикан” не смог вместить всех желающих увидеть Бенедикта в “Гамлете”, а билеты на эти спектакли продавались за год! Что уж говорить о крохотном “Донмаре”, где играл своего Кориолана Том Хиддлстон.
Хорошо, что у нас есть возможность видеть эти спектакли на большом экране, когда их уже не играют на сцене.
Актерский VS режиссерский
Раны - не единственная непривычная для нас вещь. Есть еще принципиальная разница в том, на кого делает ставку театр. Русский театр, как минимум в последние сто лет - театр режиссерский. Британский театр всегда был и остается актерским. Кстати, Шекспир, многое сделавший впервые, был первым, кто добился обязательного указания автора пьесы - при том, что главными звездами все равно оставались актеры.
Если в России зрители драматического театра очень часто ориентируются на имя режиссера на афише, ходят “на Бутусова” или, скажем, “на Туминаса”, то в Великобритании и рекламу строят, и идут в первую очередь на актера. Сможете сходу назвать режиссера “Двенадцатой ночи” “Глобуса” или “Аудиенции” Национального театра? Зато наверняка сможете сказать, кто там играет.
Британские актеры, скажем честно, ставят театр в своей табели о рангах выше кино. Все, что в кино можно замаскировать работой камеры и множеством дублей, монтажом и дублерами, на сцене скрыть невозможно. Но кино, помимо того, что дает актерам совсем другие деньги и совсем другую славу, позволяет им приводить в театр свою армию фанатов. Многие из которых именно благодаря таким событиям открывают для себя театр и остаются там навсегда. Примерами тому - работы в театре Бенедикта Камбербэтча, Тома Хиддлстона, Дэвида Теннанта.
Традиция Stage door
В Великобритании не принято дарить артистам цветы, но зато принять ждать артистов после спектакля - иногда ради автографа, иногда, чтобы вручить подарок, сделать сэлфи, а иногда просто ради того, чтобы поболтать. В большинстве случаев все это происходит довольно свободно. Но в случае с большими звездами и страшным ажиотажем театрам приходится диктовать правила, связанные с безопасностью и хотя бы минимальным комфортом для звезды, которая из вежливости может общаться с поклонниками не один час, еле держась на ногах. Тогда ставят охрану, могут выставить решетки для очереди, запретить сэлфи или еще что-то в этом духе. Бывает и такое, что в очередь на stage door пускают только тех, у кого есть билет на спектакль. Конечно, без сумасшедших и агрессивных не обходится, но обычно ситуацию удается разрешать, а звезд, никто не развозит домой и из дома. Историю про то, как Иэн МакКеллен торопился на своего Короля Лира и споткнулся на лестнице в метро, думаем, все слышали.
Билеты: стандартная тактика и маленькие хитрости
Можно сказать, что в Великобритании настоящий культ театра. При этом государственную поддержку имеет абсолютное меньшинство, остальные зарабатывают себе на жизнь сами. И прикладывают огромные усилия для того, чтобы наращивать аудиторию. Очень много усилий тратится на то, чтобы привлекать в театр молодежь, чтобы поддерживать педагогов: сейчас, в период дистанционного обучения особенно пригодились программы, сделанные для них.
Система продажи билетов в британские театры, в общем-то, похожа на российскую, но гораздо более прозрачна. Продажа всегда открывается сильно заранее (иногда за год!), в заранее (правда, иногда накануне) анонсированное время. Купить билеты можно живьем в кассе, по телефону, на сайте театра (не у всех), на билетных агрегаторах (самый известный - ATG tickets), и, конечно, у перекупщиков (этого делать не стоит, но нарваться легко, так что внимательно смотрите, куда попали и что за цены вам предлагают, театры обычно пишут разброс цен).
У многих театров есть клубные карты, владельцы этих карт обычно имеют право приоритетного бронирования, которым и пользуются в случае спектаклей-хитов. Это, кстати, отличный лайфхак, если вам не жалко денег, но очень, очень хочется попасть на спектакль с любимым актером - купить клубную карту. Другой лайфхак, менее затратный, но требующий выносливости и более рискованный - day tickets.
Билеты, которые продаются по живой очереди в день спектакля. На некоторые стоять надо начинать с ночи, но когда это останавливало фанатов! Еще один путь - всевозможные лотереи, а также пул недорогих спонсируемых билетов. Такие были, к примеру, на “Кориолана”: Barclay Front Row позволяли за 10 фунтов попасть в первый ряд! Но тут, как говорится, старожилы помнят, какая это была битва!
Еще один способ, которым пользуются опытные зрители в Лондоне - знаменитый киоск на Leicester Square, где можно купить билеты с заметной скидкой “на сегодня”. Там, конечно, оказывается далеко не все, но, например, для мюзиклов это отличное решение.
Если вам не удалось поймать билет или если вновь хочется увидеть прекрасный спектакль, у вас всегда есть TheatreHD ;) разумеется, в наш репертуар попадает далеко не все, что играется на лондонских сценах, но репертуар у нас огромный.
Думаем, мы не рассказали и сотой доли того, что можно рассказать про британский театр. Не рассказали про великих, кто проложил дорогу нынешнему “бренду”, не рассказали про Вест-Энд и остальные театры Лондона, про историю лучших театров. Возможно, вы напишите, о чем бы вам хотелось узнать? А мы напишем :)
Если у вас есть свои лайфхаки, делитесь ими тоже!