- Оцу-э ( 大 大, картины из Оцу) – японское народное искусство, появившееся в XVII веке в районе Оцу. Напрямую зависело от проходящих через Оцу оживлённых торговых путей. С появлением железных дорог в конце XIX века практически исчезло.
Оцу, порт на озере Бива, находился к востоку от императорской столицы Киото. Он лежал на перекрестке торговых путей и военной дороги, ведущей в административную столицу Эдо. Здесь и в соседних деревнях развивалась традиция народного творчества. Изготовление оцу-э было быстрым и незатратным. Часто над ними трудились целыми семьями.
Религиозные и популярные сюжеты отпечатывались на грубой коричневой бумаге.
В первой половине XVII века наиболее популярны были буддийские сюжеты. Такие картинки играли роль оберегов. Затем стали добавляться фольклорные сюжеты, со временем они стали преобладать.
В XVIII веке картинки оцу-э также служили морально-дидактическую целям и снабжались соответствующими подписями.
Часто, однако, появлялся и оттенок сатиры: демонов изображали монахами, собирающими милостыню или принимающими ванну. Снабжались они комментариями в духе: “Многие моют тело, но не ум”.
Готовые работы продавались у дороги прохожим. Их, как правило, вешали на двери.
Изначально оцу-э создавались простолюдинами для простолюдинов.
Изысканным и изощрённым вкусы они не удовлетворяли, о чём свидетельствует, например, хокку Йосы Бусона:
Ласточка в небе
Целится в мишень свою.
Оцу-э внизу.
Чуть с больши сочувствием к оцу-э относится Мацуо Башо:
Как всё началось?
Какое имя Будды
Вывели первым?
Также бытовала версия, что оцу-э является предком ксилографических гравюр укиё-э, но сходная техника печати не применялись в оцу-э до начала XIX века. А стиль укиё-э уже тогда был популярным.
Несколько художников из школы Утагава включили элементы оцу-э в свои гравюры. Например, в составном триптихе Утагавы Куниеси под названием "Ожившие картины Оцу-э":
или в популярных работах Утагавы Хиросигэ:
Один образ оцу-э был особенно популярен из-за своей неоднозначности. Слепой музыкант, который отбивается от собаки, которая виснет на его одежде.
Его первоначальная юмористически-нравоучительная задумка была предостережением, говорящим, об опасности быть застигнутым врасплох. Пояс, за который цеплялась собака, символизировал несфокусированный, беззаботный ум.
Однако примерно в середине XIX века этот образ стали воспринимать как сатиру на приходящий в упадок сегунат Токугава. Слепой в этом случае представлял собой правительство, собака олицетворяла напавшие на него иностранные державы.
Утагава Тоекуни I сделал эту тему своей собственной в гравюре двух слепцов, бьющих собак, которые лают на их пятки. Куниеси пошел дальше в серии, которую он создал под именем Ходомоеси. Тема слепого человека, на которого напала собака, переосмысливается как воин Симидзу Кванджа Еситака, поднимающий свой меч на гигантскую крысу, которая грызет конец свитка, который он несет.