Если проснуться ранним утром, часов в 5, то из моего окна отельского номера будет завораживающий вид на Пхеньян, окутанный туманом. Обычно такой туман опускается в горах, но здесь всё по-другому, он опускается на дома, укрывая их как одеялом, растворяясь в городских улицах. Это, правда красиво и даже в моменты, когда мне не нужно было просыпаться так рано, чтобы уезжать на какие-то экскурсии, я поднималась с кровати и просто смотрела на город…
Двумя часами позже…
Насмотревшись на спокойные утренние пейзажи, пошла собираться в дорогу, чтобы спуститься в пещеры возле горы Мехян. По дороге попались две достопримечательности, которым хочется уделить немного внимания:
Арка объединения Кореи.
Расположена она в начале проспекта Тонгил, символизирует воссоединение Северной и Южной Кореи (на базе Северной Кореи, конечно). Установлен монумент в 2001 году, когда как раз отношения между двумя странами были достаточно спокойными. Наш микроавтобус почему-то постоянно объезжал эту арку с правой стороны, как оказалось проезд под ней разрешен только легковым автомобилям. Почему? Вопрос так и остался вопросомJ
Отель Рюген (Ryugyong Hotel) – это моё любимое здание в Пхеньяне, в которое я просто влюбилась. Было жалко, что он не работал, жуткий долгострой оказался. Кстати сказать, когда-то давно Пхеньян назывался именно так – Рюген, что в переводе означает «Ивовая столица».
Строительство гостиницы началось в 1987 году. План строительства 105-этажного небоскрёба возник во времена холодной войны как ответ на строительство южнокорейской компанией гостиницы «Стэмфорд» в Сингапуре. Для привлечения зарубежных инвестиций на строительство была создана специальная фирма «Ryugyong Hotel Investment and Management Co». Предполагалось, что она соберёт 230 миллионов долларов инвестиций. Северокорейское правительство пообещало иностранным инвесторам ослабление контроля, включая даже разрешение на строительство казино, ночных клубов и японских салонов отдыха. Гостиница, будучи наполовину недостроенной, была нанесена на карты, путеводители и почтовые марки страны.
Предполагалось, что отель будет открыт в июне 1989 года к XIII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, однако строительные проблемы и нехватка материалов задержали открытие. Японская пресса оценила сумму, потраченную на строительство в 750 миллионов долларов - 2 % северокорейского ВВП.
В соответствии с техническим отчётом, верхушка здания выполнена некачественно и может отвалиться. По этому отчёту нынешнюю конструкцию здания эксплуатировать нельзя. Северокорейское правительство до сих пор пытается привлечь иностранных инвесторов для разработки и постройки гостиницы новой конструкции, а пока убрало долгострой с карт и почтовых марок.
В 2008 году правительство заявило о намерении достроить здание. Работы по подведению под крышу стартовали в первом квартале 2008 года. В том же 2008 году власти подписали контракт на 400 миллионов долларов с египетской компанией «Orascom group» на предоставление права на разработку своей мобильной сети на 100 тысяч номеров. Взамен компания обязалась провести реконструкцию небоскреба.
В 2012 году сеть отелей «Kempinski» заявила, что будет управлять гостиницей, частичное открытие которой было запланировано на середину 2013 года, однако в 2013 году объявили о выходе из проекта под угрозой применения к сети санкций со стороны США.
По состоянию на этот год отель достроен, но в эксплуатацию не введёнL
Не смотря на то, что западная пресса постоянно критикует архитектуру этого отеля, высмеивая и называя «худшим зданием в мире», выглядит оно просто потрясающе и совершенно футуристически!
Налюбовавшись на свой любимый дом, потряслись по ужасным дорогам в пещеры…
Вот ведь знаю про себя, что ненавижу посещать подобные места, но желание увидеть нечто большее, чем изображения вождей в их разных ипостасях пересилило разум, и я таки купилась на эту авантюру и полезла в пещеры…
Предполагалось, что это будет неспешная прогулка по красиво подсвеченным сталактитам и сталагмитам, но на деле оказалось, что придется карабкаться в полной темноте по узким проходам, где в любой момент самым малым из опасностей было разбить себе голову. По хорошей северокорейской привычке отключили свет:)
И вот если это было бы на диване в отеле, то и пофиг, но когда ты находишься в непонятном месте с острыми камнями, а фонарика в руке нет, то это самая настоящая катастрофа.
Благо в мобильниках, пока не села батарейка, была опция фонарика, иначе я вообще не знаю, чем бы всё это закончилось, впрочем, северокорейские товарищи вообще не парились, что несут ответственность за туристов, которых притащили в подобное место, изредка направляя свет ОТ СВОЕГО фонарика мне в лицо, чем дезориентировали меня еще сильнее.
Иногда, когда я уже почти задыхалась от этой «прогулки» и останавливалась перевести дух, направляла свет от мобильника вверх на какие-то красивости и фоткала. Там оказывались фантастические белоснежные каменные цветы и было бы даже и красиво, но мысль о том, что нужно выбираться оттуда хоть как-то не оставляло места для восторга.
Пещера Рёнмун (Ryongmun) - сеть подземных пещер, сформированных 480 миллионов лет назад эрозией известняка и состоит из двух больших гротов и около 30 ветвей.
В больших гротах даже была подсветка, не вырубленная почему-то при отключении электроэнергии. Остановились у одного огромного сталагмита в форме стога, сформированного из воды, капающей с потолка в течение многих лет. Сталагмит напоминает зерновую стопку, и поэтому его назвали «Bumper Harvest Stack» (Урожайная стопка). В настоящее время он составляет около 12,5 метров вокруг и около 4,5 метров в высоту и продолжает расти.
Выйдя через какое-то время на поверхность, хотелось прибить экскурсоводов за подобный экстрим. Про энергетическую компанию даже и говорить не хотелось, я понимала, в какой стране нахожусь. Плюхнувшись на скамейку рядом с входом в пещеры, просто тупо включила на громкой связи со своего мобильника «Can't Stop The Feeling» Джастина Тимберлэйка и жизнь в один момент началась налаживаться:)