Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Почему акустические гитаристы часто имеют посадку, отличную от классической?

Это открытый вопрос, потому что очень многие люди играют на разных видах (конструкциях) гитар, и при этом начинали учиться на столь же разных инструментах, играя при этом и очень разную музыку.

Для начала представьте себе абстрактного академического классического гитариста 1960-х годов, который искренне (но ошибочно) считает, что его знания самые верные. И если бы весь мир осознал те истины, которыми он владеет, все поголовно стали бы лучше играть. Этот парень безо всякой задней мысли идёт к Джими Хендриксу и говорит ему, что всё, что тот делает — неправильно 😄

Иногда мы можем почувствовать, как только что описанный абстрактный парень частично проявляется в некоторых людях. Эта классическая ситуация часто сопровождается такими словами, как «корректный» или «надлежащий». Однако, то, что называется этими словами, лучше было бы назвать лишь «позицией по умолчанию». А позиция по умолчанию — это то, что мы используем иногда, но в то же время постоянно отклоняемся от этого для удобства воспроизведения музыки в каждый конкретный момент.

Если бы гриф был ближе к вертикальному положению (как на виолончели), это позволило бы левой руке с наибольшей лёгкостью завоевать все возможности. Но это кошмар для правой руки (ведь гитара — не лук).

Таким образом, классическая позиция «по умолчанию» является компромиссом: диагонально расположенный гриф даёт максимальный потенциал для обеих рук, чтобы они хорошо работали вместе. А с небольшими изменениями мы можем отдать предпочтение любой руке, переместившись от диагонали к чуть более вертикальному или горизонтальному положению в зависимости от того, какая рука нуждается сейчас в небольшой дополнительной «помощи», сообразно характеру исполняемой музыки.

Теперь представьте себе, что вы хотите играть блюз с его бэндами на полтона или даже целый тон. Позиция классического гитариста «по умолчанию» будет только мешать! Любой, кто имеет какой-либо опыт в этом типе музыки, быстро начинает понимать, что классическая постановка там не работает.

Если взять любой стиль музыки, и посмотреть, что делают величайшие игроки, всегда можно найти конкретные причины, почему они делают то, что делают.

Можно привести аналогию. Работа музыкального теоретика состоит в том, чтобы изучить музыку и попытаться нам всё объяснить. Но это не работает прямолинейно в обратную сторону: задача композитора во многом — не следовать правилам теоретика, иначе его музыка будет слишком скучной.

Хорошая педагогика изучает великих игроков, ставя задачу выяснить, что делают их руки и почему, в разных ситуациях.

Даже в классическом мире игроки постоянно отклоняются от позиции «по умолчанию» по разным причинам. Возможно, им нужно отдать предпочтение одной руке, в то время как вторая может справиться с трудностями и так. Возможно, они используют особую технику, чтобы получить определённый звук. Великие игроки во всех стилях музыки также отклоняются от своей техники «по умолчанию» ради требований музыки в конкретный момент.

Таким образом, более вертикальное положение грифа и большой палец за грифом полезны, когда левой руке нужно играть в достаточно «широкой» позиции. Примеры этого:

  • Гаммы «три ноты на струне», которые часто встречаются в металле и различных видах современного прогрессивного рока.
  • Игра аккордовых паттернов с растяжками, и «вокруг» них. Простой пример: мажорный аккорд ми-бемоль в форме D (сдвиньте обычный аккорд D в открытой позиции на полтона выше, и вам придётся прижать первым пальцем ноту ми-бемоль на четвёртой струне).
  • «Полифоническая» (точнее — просто многоголосная) музыка. Поп- и рок-гитаристы часто играют либо аккорды, либо гаммы. Но если вы начнёте играть полнофактурные произведения, возможности левой руки будут слишком ограничены без «классической» постановки.

Более горизонтальное положение грифа полезно, когда пальцы левой руки должны быстро двигаться, сохраняя при этом очень «локальное» положение, что обеспечивает больший контроль над ними. Примеры этого:

  • Много блюза и пентатоники, играемых с максимальной скоростью в очень ограниченном пространстве (в одной позиции).
  • Сильные вибрато и бэнды в рок-стилях и в блюзе.
  • Быстрые сдвиги или смены простых (в отдельности) аккордов.

Приведенные примеры весьма упрощены, а реальная музыка часто находится где-то «посередине». Было бы большой ошибкой думать, что классическая посадка, постановка и техника игры — ответ на все вопросы. Реальная «проблема», стоящая перед музыкантом, всегда сводится к одному и тому же: найти самый простой способ выполнить конкретную музыкальную задачу.

С использованием материалов публикации (англ.).