Найти в Дзене
Учитель гармонии

Философия уникальных прогулок

Оглавление

Стратегический пост неутомимой мамы-педагога. Больше о развитии, чем о туризме и слиянии с природой. Хотя и не без этого!

В моём подмосковном детстве, насыщенном образовательными инициативами, дворовые гулянья не заладились. Родители были скорее против, имея возможность обеспечить досмотр постоянный и полноценный. Да и сама я дворовую молодёжь недолюбливала, если не сказать - побаивалась и презирала одновременно.

Ребята на самовыгуле развлекали себя примитивно, выражались грубовато и неотёсанно - такой уж срез общества, хоть и в приличном научном городке. Но, припоминаю, более всего удивляло меня не поведение - и даже не лексикон.

Никак я не могла взять в толк, почему дворовые дети и подростки изо дня в день гуляли ОДИНАКОВО. На одной и той же площадке - несколько лет подряд, с завидной регулярностью. Игры - якобы, по смыслу захватывающие - казались мне низкопробным театром с навороченными условностями.

Была ещё категория малышей в песочнице - четырнадцать раз в неделю в одной и той же песочнице. Чаще с бабушками, чем с мамами.

Можно сколько угодно объяснять такое детство экстремальной родительской занятостью... Мои наблюдения относятся к концу 1980-х, когда расслоение в обществе уже ощущалось острее.

В среде учёных-физиков (к которой по праву примыкали мои молодые родители) и военных авиаконструкторов (а это уже дедушка с бабушкой) практиковались иные подходы. Лично на мне они были испытаны сполна.

-2

Мы организовывали "кругосветки" - замечательные долгие "загулы" часа на четыре, смысл которых - во внутреннем разнообразии. В одном направлении - по набережной, обратно - по лесу. Или наоборот... Можно всё то же, но на лыжах. Можно захватить теннисные ракетки и потренироваться на корте, на волжском берегу. Можно взять корзинки для ягод и грибов...

Это, конечно, вариант для свободных дней. Когда времени было поменьше, то и маршруты складывались покороче - но непременно осмысленные и каждый раз с изюминкой. С обновлением.

Всё это осталось в далёком прошлом, которому я неизменно кланяюсь. Давным-давно нет на свете дедушки и бабушки, да и папе-то восьмой десяток пошёл. Но заветы их я не забыла.

Мы вместе с мужем-москвичом активно учитываем эти наработки при воспитании четверых детей. Живём - в "мирное время" - на два дома, курсируя между столицей и тем самым подмосковным раем на Волге. Кстати, таким условиям удовлетворяет только один город.

Не так важно, насколько велик и динамичен населённый пункт. Мне бы хотелось высказать принципиальные соображения по вопросам детских прогулок, которые одинаково хорошо реализуются в любой местности. Было бы желание!

Самоизоляция младшего сына. 6.30 утра...
Самоизоляция младшего сына. 6.30 утра...

Прогулка как приключение

А приключение теряет смысл, если такое уже было. Обновляем трассу! Дети ценят разнообразие, разведку боем, необычные маршруты. Когда истинная новизна иссякает, на помощь приходит цикличность. Направиться туда, где были в последний раз уже очень давно, - тоже завораживающая перспектива!

В Москве это, конечно, парки. Мы пристально изучили все округа, и расстояние от дома нас мало беспокоит. Транспорт ходит нормально, проезд бесплатный-безлимитный: рюкзак собрали и поехали.

Летом, в приличную погоду, мы чаще всего объединяем парки по два, как, например, Останкино - Сокольники. Тогда нагрузка для младших школьников становится достаточной, и впечатления остаются надолго.

В маленьком, спокойном городе та же методика проецируется на различные природные маршруты - по лесам, полям и речным долинам.

Долой географический кретинизм!

Мои дети посещали и посещают садик в центре Москвы: так нам удобно в связи с учебно-рабочей логистикой. "Местных", то есть по прописке, живущих в районе Арбата, в наших группах процентов 70, остальные - как и мы, "приезжие" из других округов.

Однажды шестилетний сын рассказал мне о показательном соцопросе в подготовительной (логопедической) группе. Сразу скажу, что ответить смогли трое, включая моего парня. Детей спросили, в каком районе они живут, на какой улице, какой станцией метро пользуются. Когда опрос откровенно "не пошёл", некоторых детей (в качестве утешения) спрашивали, на каком этаже живёт их семья. Но и тут справились не все...

О чём это говорит? Дети мало перемещаются в пространстве! Если ребёнка возят, возят, ещё раз возят - и, наконец, выгружают... так и не узнает деточка, в каком районе живёт. А это ещё хорошо, если возят вообще... Кто-то так и курсирует годами: дом - площадка у дома - садик за домом. Ещё лифт, потому нужный этаж не всегда известен.

Мои старшие дети разбираются в схеме метро, успели выучить основные переходы, стыковки с МЦК и нужными нам автобусными маршрутами. Если жизнь заставит, из центра, с того же Арбата, они (9 и 7 лет) без проблем доедут сами домой, и не только домой. Уже приходилось...

Креативные детские площадки - великое благо

Их возводят сейчас везде. Выдумки стало больше, шаблонов - меньше. Меня лично вдохновляет разнообразие площадок, и ради горящих детских глаз я готова хоть целый час куда-нибудь ехать. Просто не ленимся, разбираемся, узнаём. Впрочем, дети на такие темы лениться не умеют. Были бы родители мобильны...

Смена впечатлений не требует подвигов

А может быть, не все любят далеко кататься. Вот моя мама, например, уже не любит. Меня за мои маршруты старается пожурить... Но даже она понимает, что вечно сидеть в одном дворе нельзя, а вполне продуктивно обойти за вечер пять соседних.

Физкультурная "начинка" прогулок

Это умеют многие. Если вдуматься, вариантов куча, на разные сезоны. Мячи всех калибров, ракетки, ледянки и "ватрушки". Велосипеды, самокаты, беговелы. Вопрос только в готовности родителей всё это на себе тащить.

На наших балконах тесно. Здесь живёт инвентарь, много инвентаря...
На наших балконах тесно. Здесь живёт инвентарь, много инвентаря...

Нам, конечно, легко советовать! Наши педагогические отпуска длинные, по 56 дней, и строго июль - август. Да ещё четыре моих декрета подвернулись. В итоге - славно нагулялись наши дети.

Не всегда скудность ребячьих прогулок обусловлена родительской занятостью. Иногда - ленью, иногда - принципиальной экономией сил. Типичный вопрос приоритетов!

Я однозначно увязываю тему прогулок с развитием. Кстати, чтение с детьми на свежем воздухе практикуют многие. Но развивающая польза гораздо шире. Это и движение, и познание, и ориентация. Осознание себя как частички огромного мира.

Электрички, поезда и самолёты поучительны по той же самой причине. Мы их тоже любим, но путешествовать далеко с четверыми детьми до 10 лет - непросто.

Ничего, подрастём - и ещё много куда полетим. А пока - учимся старательно и радуемся жизни в своих родных городах!