РЕЛИГИЯ И Я. (ИСПОВЕДЬ АМГААРЦА)
Составляя эту статью, обдумывая изложенное всесторонне, я пришел к другому видению всего вопроса об ассимилированных и религиозных евреях. Я настолько далек от истинно еврейского, можно сказать, откололся, что для истинных евреев никакого еврея я собою не представляю. Еврей или иудей – это человек, исповедующий заветы, обряды, законы иудаизма. А я, что исповедую? Надо понять: что такое еврейская религия. Это массовая религия. Молящийся еврей, каким его изображали, например, Шагал – это не главная религия. Еврей должен ходить в синагогу и там молиться вместе с другими евреями. Вместе, все вместе. А почему все вместе? – Это и есть еврейская религия. Можно подумать – на показ. Не поэтому ли многие религиозные евреи, возвращаясь домой из синагоги, демонстрируют себя с накинутым на себя талесом? Возможно! Я считал всегда себя евреем. Для меня, мои отношения с Высшей Силой это мое сокровенное. Я считал, что никому нет дела до моей души, кроме меня самого. Но возможно я ошибался? Возможно это уже не иудаизм, и я не еврей? Тогда кто же я? Человек не может без Бога. Для этого, по- моему достаточно быть порядочным человеком. Но этого недостаточно, чтоб называться евреем. Порядочными должны быть все, и евреи, и православные, и католики, в общем – все. Но это не религия – это цивилизация. Получается, я – никто. Я не могу себе представить себя в таких, как у них, гольфах с белыми чулками, в шелковом халате, подвязанном шелковым поясом и с меховой шапкой на голове. А ведь так ходят «настоящие евреи» во всем мире. Я не сошел с ума, просто, когда много думаешь, приходят разные иногда совершенно противоречивые мысли. Это – очередная. Ходить в синагогу для меня бесполезно. Что я там буду делать? Многие евреи умеют молиться, не понимая смысла того, что они произносят. Так они были научены в детстве, так они повторяют то, что запомнили, всю жизнь. Я сорок лет прожил в Советском Союзе, где религия была отчуждена. Ее не преподавали, она не только не поощрялась, но она запрещалась. Короче, еврейской религии в ходу там не было. У меня в паспорте в пятом пункте, в графе национальность было написано «еврей» и имя мое на протяжении всей моей жизни было «Израиль», и избивали меня в кровь потому, что еврей. Но молиться Богу меня никто не научил. Вот я и остался между небом и землей: еврей, не знающий, что с этим делать. В Советской России, в совершенно ассимилированных евреях некоторые специалисты-антисемиты различали и отделяли евреев и жидов. Я себя относил к жидам, потому что еврей и не переносил антисемитскую риторику. Там мое еврейство заключалось в том, что я считал себя евреем и не скрывал этого, мимо синагоги проходил трепетно, не заходя туда, потому что не знал, что мне там делать. Упорно интересовался еврейской историей. Всегда болел душой и гордился Государством Израиль и его успехами. Это то, что было доступно мне, но это не еврейство. Еврейство -- это религия, в том понимании, которое исповедуют религиозные евреи. Или, что наиболее вероятно, надо установить, что такое еврейство и кто такой еврей. В чем я твердо убежден, так это то, что я политический сионист. Теодор Герцль – это мой идеал. Но он не Бог, и к религии это не имеет отношения. Я не одинок. Таких, как я, приехавших из России и, возможно, из других стран, в Израиле много. Кое-кто задумывается над этим, но большинство живут с этим, не задумываясь. Религиозные, не знающих Закона, называют «Амгаарец», что означает простонародье. Как я выяснил, появилось знаменитое хасидское движение. Его основатель Исраэль Бааль-Шем-Тов проповедовал в XVIII веке на Украине, что спасение лежит не в схоластическом изучении Торы и Талмуда, а в искренней вере «простеца». Главной задачей человека провозглашалось служение Богу всеми своими естественными действиями (брак, деторождение, обработка земли и т. д.). Это для меня! Хотя я не такой уж простец, все-таки образование – высшее. Но для необразованных религиозных евреев, я -- амгаарец. Так я стал хасидом. А еще таких, как я назвали «традиционными» евреями. Традиционными евреями были Теодор Герцль и Давид Бен Гурион. Так что я в хорошей компании. Новые поколения таких, как я, будут гражданами страны, кто-то станет религиозным, это не так уж и важно. Важно стать правильными гражданами Страны. Но вопрос о том, кто есть еврей, кого считать евреем не решен и будет возникать часто. Этот вопрос требует своего решения и на законодательном уровне. Известный израильский писатель Амос Оз сказал, что еврей – это тот человек, который себя считает евреем. Я полностью согласен с этим человеком. Учиться можно всегда. Не сомневаюсь, в синагоге – помогут. Но нет желания. У меня свой взгляд на религию. На любую религию. Для общения с Богом ни храм, ни священнослужители человеку не нужны. Человек сам, где бы он не находился обращается к Высшей Силе с благодарностью за то, что жив, здоров. За то, что Он есть в душе человека. Насколько мне известно подобные отношения проповедуют караимы (еврейская секта). А признанная, официальная религия будь то иудаизм, или христианство, или ислам – это армии служителей, не всегда достаточно умных, не всегда достаточно честных, которые всякими способами удерживают свою паству в своем влиянии и получают везде одинаково установленные 10% от доходов каждого прихожанина. Так называемые «Божьи деньги». Очень уж напоминают эти организации хорошо построенные мафиозные структуры, которые «крышуют». Это легальные мафиозные структуры, которые крышуют человека перед Богом. Лично я мысленно четко представляю себе несерьезность, детскость всех этих религиозных организаций, а главное их деяния. Религиозные зачумленные верующие, которые доказывают всем окружающим свою религиозность. Зачем доказывать? Просто мир примитивен и глуп. Имея такие мысли, какой смысл ходить в синагогу? Я ни в коей мере не касаюсь в своих рассуждениях идеи о Высшей Силе, о Божестве. Бог для каждого человека не в синагоге, не в церкви, -- он в душе человека. Если Его там нет, -- это пустой человек, и нечего ему ходить в церковь или в синагогу. Если Он там есть, то тоже не обязательно ходить в храм. Так думаю я. Кстати, задаемся вопросом: «Почему прошлое дало нам много выдающихся и совершенно гениальных еврейских мыслителей-философов таких, как Гилель, Маймонид, Рамбам, а в настоящем их нет и вряд ли появятся». Зато новые времена блистают такими гениями, как Галилей, Ньютон, Эйнштейн. Их очень много. Центр занятости переместился из религии в современные науки. Во времена великих еврейских философов-мыслителей едва ль не единственным центром приложения своих способностей была религия. Светские науки, такие, как физика, химия, механика интересовали их несравненно меньше. Религия охватывала людские массы, она была популярна. Лучшие умы того времени были тоже вовлечены в религию. Они видели вопросы, и они отвечали на них. Но не в религии было будущее развития человечества. Постепенно, сначала очень медленно, с медленно нарастающим ускорением, центр человеческой деятельности начал перемещаться в сторону уже существующих и вновь образующихся наук. В последние несколько столетий, и особенно в последнее столетие развитие гражданских наук получило особенно экстенсивное значение. А это все люди. Научились отличать людей умных от менее умных. Умных приглашают на работу, платят высокие заработки. Умные стали заниматься современными науками, а не вопросами религии. Это выгодно и престижно. Для религии остались – менее умные, и религиозное потомство, по наследству. Умных последователей для религии осталось мало. Эта стало и причиной особенно высокой в последнее время ассимиляции евреев в странах рассеяния. В Израиле религия, получившая много прав, свои позиции не только не сдает, но увеличивает свои права и усиливает свои позиции. Гораздо серьезнее и опаснее происходит жизнь людей в странах, где существует государственная религия, а еще страшнее там, где во власти стоит религия. Хорошо, что этого мы пока избавлены. Но у нас религия не отделена от государства. Объясняется некоторыми это тем, что Израиль национальное государство, еврейское государство. Такое объяснение хромает, по-моему, на обе ноги. Еще раз: иудаизм – это религия. У религии должно быть свое место, и это место совсем не в правительственных институтах. В частях израильской армии есть раввины – это правильно. В армии служат люди, многим из которых нужно молиться. Именно наличие раввинов в израильской армии подтверждает еврейский характер израильской армии и Государства Израиль. Этим раввинам я бы не давал воинских званий. Зарплату – да. Достойную зарплату. Они служат за деньги. У еврейской религии много дел по обслуживанию еврейского населения. Начиная от рождения и до последнего пути, религия сопровождает человека по жизни, в числе которых проведения регулярных молебен. Это и есть исконное занятие религии, любой религии, это и ее место. Отошли в прошлое те времена, когда религия осуществляла управление еврейской страной – до разрушения Второго Храма, и позже в еврейских общинах. С тех пор мир стал другой и Государство Израиль оказался в совершенно других условиях. Религиозное правление страной, такое, как было при Иосифе Флавии, сегодня не мыслимо. Такое государство и дня не продержится. В те далекие времена ничего выше религиозного образования не было. Сегодня религиозное образование, которое не слишком отличается от того, что было 2000 лет назад, это -- ничто. Это не образование. Это – умение проводить религиозную жизнь евреев. Блестящий по очевидности пример по неспособности религиозных управлять государственными структурами показал, ушедший только что в отставку Министр Здравоохранения Израиля рав Лицман. Как признают многие авторитеты, за 10 лет работы в должности Министра он развалил систему здравоохранения и ушел в отставку из Министерства Здравоохранения, теперь с намерением поработать с Министерством Строительства. Там для него будет много работы. Религиозные люди, имеющие религиозное образование, вершина которого – ешива, и не получившие образования в светских университетах, в современной жизни должны почитаться безграмотными людьми, не пригодными для всякой деятельности, кроме физической работы, не требующей никаких знаний. Ограниченные своим образованием, замкнутые в своих общинах, они не видят и не могут понять своего положения. Учитывая вышеизложенное, специфичность вопроса, и ответственность перед народом за судьбу еврейского государства, должна быть определена и установлена роль и место религии в жизни народа. Не религия должна определять для себя место в жизни Страны, это должны выполнить ответственные, уважаемые, возможно верховные органы государственной власти, возможно с привлечением народного опроса. Существующее положение не может и не должно оставаться в положении статус-кво. В дополнение приведу высказывания Ахад Гаама о состоянии современной религии: Примерно в IV веке, после заключения Талмуда, когда национальная жизнь евреев вполне потеряла свой самостоятельный характер, когда бесконечные гонения иссушили последние наши жизненные соки и притупили все наши человеческие чувства, когда вся наша национальная жизнь сосредоточилась на изучении толстых богословских фолиантов и на исполнении бесчисленного множества обрядов, -- лишь тогда иудаизм, как религиозное учение, приходит в застой и мало-по малу каменеет. Так Ахад Гаам описывает в своей статье «Учение сердца» состояние иудаизма уже в течение многих веков и причины такого преобразования его. Окаменел иудаизм, окаменели в своем сознании и раввины, потому что иудаизм – это они. Потому что религии без людей не бывает. Все написанное, это чтоб не забыли. Проявление религии “иудаизм” – это жизнь религиозного народа и, ведущего его по жизни, пастыря, раввина. Здесь и проявляется застой жизни. Ахад Гаам называет его окаменелостью.
Израиль Колин апрель 2020