Во время войны многие стратегически важные производства были перемещены из зоны предполагаемых боевых действий. Однако судьба Московского крекинг-завода (нынешний Московский нефтеперерабатывающий завод, МНПЗ) сложилась иначе.
Строительство Московского крекинг-завода началось в феврале 1936 года вблизи столицы, недалеко от поселка Капотня рядом с Москвой-рекой. Директором строящегося предприятия был назначен опытный руководитель Николай Бычков. Руководство наркомата поставило задачу за два года построить, смонтировать и сдать под наладку производственные объекты первой очереди: крекинг-установку №1, водокомпрессорный цех, котельную, механическую мастерскую, товарный отдел и другие вспомогательные сооружения. 1 апреля 1938 года в 14 час. 40 мин. крекинг-установка №1 была введена в эксплуатацию. Однако понадобилось еще несколько месяцев, прежде чем ее удалось вывести на стабильный режим.
Тем временем специалисты-монтажники и технологи готовили комбинированную установку термического крекинга №2 с проектной мощностью 540 тыс. т в год. Ее строили уже с учетом наработанного на действующем производстве опыта и ввели в эксплуатацию 30 мая 1939 года.
Завод и его двойник
В начале Великой Отечественной войны в связи с быстрым продвижением врага Государственный комитет обороны (ГКО) 17 июля 1941 года принял постановление «О размещении эвакуируемых предприятий», где в том числе были определены места будущей дислокации нефтеперерабатывающих заводов, предположительно попадающих в районы боевых действий. Московский крекинг-завод должен был переместиться в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область. Но так как деятельность предприятия имела чрезвычайно большое значение для обороны столицы, то руководство Наркомнефти СССР отсрочило решение о его немедленной эвакуации.
Впервые немецкая авиация появилась в небе над Москвой в ночь на 22 июля 1941 года. Германская военная разведка еще в предвоенный период составила перечень важнейших столичных объектов, которые подлежали бомбовому уничтожению в первую очередь. И все они, включая Московский крекинг-завод, были нанесены на карты штурманов люфтваффе, отправлявшихся бомбить советскую столицу. В первом налете, продолжавшемся около пяти часов, принимало участие 150 средних бомбардировщиков Хенкель-111 и 45 тяжелых самолетов Юнкерс-88. Наткнувшись на мощное сопротивление со стороны советских подразделений ПВО, им все же удалось сбросить 104 т фугасных и 46 т малокалиберных зажигательных бомб.
Под первую июльскую бомбежку попала и территория Московского крекинг-завода. Очевидцы вспоминали, что сначала немецкие самолеты сбросили на парашютах несколько осветительных устройств, а затем наступил черед и зажигательных бомб. Их удалось быстро потушить. Но после следующего ночного налета, когда заводской территории был нанесен более существенный урон, стало понятно, что необходимо действовать — или можно потерять производство. На заседании штаба обороны завода было принято решение о маскировке предприятия и сооружении неподалеку ложного объекта, имитирующего производственные строения крекинг-завода.
В трех километрах от Капотни из фанеры и старых бочек был выстроен огромный муляж завода. Для большего сходства с прототипом завод-близнец слегка замаскировали, из леса привезли и посадили деревья, в результате на аэрофотоснимках фальшивка практически не отличалась от настоящего завода. Рядом для дежуривших бойцов был построен укрепленный подземный бункер, куда была проведена телефонная связь. Задумка сработала, немецкие самолеты сконцентрировалась на уничтожении бутафорского завода. Боевая бригада, возглавляемая Алексеем Хомяковым, по команде штаба обороны завода поджигала бочки и промасленную ветошь, чтобы создать впечатление пожара и заставить немецких пилотов поверить в успех бомбардировки.
Девяносто дней длилась героическая оборона завода. Ложный объект успешно справился со своей задачей. Самолеты люфтваффе упорно бомбили фанерный макет, а Московский крекинг-завод тем временем продолжал работать на полную мощность, обеспечивая топливом фронтовые части и столичный автопарк.
15 октября 1941 года в связи с приближением линии фронта вплотную к столице Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации предприятий и организаций Москвы. Но и на этот раз было решено демонтировать лишь отдельные установки Московского крекинг-завода. Крекинг-установки для нужд фронта должны были работать до последнего. Их заминировали, чтобы в критический момент можно было взорвать. А в то время, когда линия фронта максимально приблизилась к заводу, прямо на территории предприятия была организована заправка моторным топливом боевой техники, отправлявшейся на передовую.
Всю войну предприятие, переименованное в завод №413, проработало без остановки, снабжая топливом и фронт, и тыл. За 1941–1945 годы здесь было переработано 2,8 млн т нефти. За время войны заводскому коллективу переходящее Красное знамя ГКО вручалось 14 раз и в июне 1945 года было передано на вечное хранение. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» была вручена подавляющему большинству рабочих, служащих и инженерно-технических работников предприятия.
Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».
Текст: Александр Матвейчук