Найти в Дзене
Сервисный бардачок

Куда исчезли маленькие компьютерные магазины? Хорошо это или плохо?

Оглавление

Здравствуйте. Данная тема - краткая 20-летняя история жизни целого направления коммерческой деятельности в конкретном городе (Новосибирск), а вполне возможно что и в других городах страны. Речь пойдет о компьютерных магазинах.

Начало 2000-х.

Итак, что запомнилось мне в 2000 году? Обучаясь на 4 курсе института, позволить себе компьютер я не мог, однако в компьютерных магазинах приходилось бывать довольно часто. Постоянно были задания от кафедры - приобрести привод и диски для записи, докупить память в компьютер, выбрать лазерный принтер. Что было особенного в том времени для данного бизнеса? Прежде всего, трепетное ощущение, которое испытывал практически каждый, кто обращался в компьютерную фирму. Продавцы - консультанты - настоящие, не нынешнее поколение "яндекса и гугла", им приходилось разбираться в куче разных тонкостей, читать специализированные журналы, сайт IXBT, 3dnews, overklockers и пр. Им доверяли, а они осознавали груз ответственности - впервые пришедший покупатель получал консультацию и впоследствии обращался именно к своему продавцу. Продавцов знали в лицо, по именам, а продавцы знали своих постоянных клиентов. Левел, Готти, Амальгама, Квеста, Р-стайл, НЭТА, СибМАК, Арсиситек, ТехноСити - эти имена знал каждый пользователь ПК в городе. Ритуал: консультация - выписка - оплата - склад. Печатные прайс-листы (наличие - минимально, большая часть с указанным сроком поставки). Маленькие фирмы размещались в неприглядных помещениях - типичное оформление зала - витрина с "мелочью", 2-3 стола с менеджерами, у каждого телефон и большую часть времени происходит уточнение наличия того или иного товара и "постановка резерва".

2003-2006 годы

Начало массового "бума" покупок компьютерной техники в домашнее пользование. Оформление кредита на месте (под бешеные проценты) сделало возможным сделать покупку сразу, не имея всей суммы. Помимо компьютерной техники в таких магазинах продают активно цифровые фотоаппараты и видеокамеры. Жидкокристаллические мониторы начинают вытеснять "трубки", которые занимали очень много места на складах. Появляются бытовые лазерные принтеры "три в одном", которые сразу обретают популярность. Становятся более доступными ноутбуки - Asus, Acer, RoverBook - ноутбук дешевле 1000 долларов - хит продаж. Широко развит заказ товара из Москвы - по предоплате можно заказать с оптового склада дефицитную в городе позицию. Сайты компьютерных фирм становятся более насыщенными, во многих отражается реальное наличие и даже появляется "личный кабинет". Покупатели предпочитают собирать компьютеры из отдельных комплектующих, приходят к консультантам с бумажками с перечнем комплектующих, который подобрал "разбирающийся друг".

26-31 декабря продавать почти нечего, сметают все, к оформляющему кредиты менеджеру очередь, приходится задерживаться. Срочно нужно где-то купить оптом корпусы и мониторы - потому что покупатели хотят купить готовые компьютеры в сборе, а отдел поставок не рассчитал спрос. В итоге 27 декабря приходят "ужасные" китайские корпусы и еще более ужасные на вид "голубые" ЖК мониторы, которые тем не менее быстро раскупаются.

2007 - 2008 годы

Наценка между оптовой закупкой и розничной продажей для компьютерной техники порядка 15%. В городе много оптовых фирм, самые известные - Зет, Парус, OCS, Сибкон, Ист, Восток, НТ, Астрал. Для сравнения цен пользуется популярностью сайт "прайс-ру". Появляются компании - дискаунтеры, у которых почти голый склад, но быстрая и простая процедура заказа товара + низкие цены относительно "монстров" рынка - НЭТА, Р-стайл (они постепенно превращаются в магазины для организаций и богатых клиентов). Простые люди теперь пользуются интернетом, сравнивают цены, оформляют заказ и забирают его сами. Выделяется на этом фоне компания "Открытые технологии", в простонародье "Открытки". Сидят для многих неудобно, в центре, но с точки зрения логистики - по центру от всех поставщиков, часть из которых в пешей доступности. По сути этот период - расцвет малого и среднего бизнеса в данной отрасли в городе, но на местные болота нацеливаются крупные монстры, которые в итоге сломают рынок.

2009 год

После открытия и агрессивной рекламы сети "ДНС", а также последствий кризиса, множество покупателей начинают забывать о привычных магазинах. Ходят разные слухи о продаваемой в новых сетях технике, однако цена решает все и народ валит валом. Мелкие и средние магазины массово закрываются, часть из них сможет сжаться и перепрофилироваться в сервисные центры, инженерные компании, а часть просто исчезает.

Оптовые компании, как местные, так и филиалы, начинают испытывать проблемы со сбытом продукции - розничные монополии захватывают рынок Сибири быстрыми темпами, и продавать становится просто некуда - у монополий своя логистика.

Из крупных оптовых компаний выживает OCS, узкоспециализированные "Тайле" и "СофтТроник", появляется Альянс и филиал Московского "3logic".

2010-2015 годы.

Продолжается закрытие малых, средних, крупных местных магазинов и открытие новых точек "ДНС" и "Технопоинт". Конкурировать особо не с кем, полки ломятся от товара даже в магазинах на периферии - обеспечить такое никто из "местных" не в состоянии.

Появляется на короткий период магазин нового формата работы - терминалы вместо продавцов и склад выдачи - Терминал.ру, но сгорает быстро как сверхновая.

Кто остается? "Открытые технологии" (меняют бренд на "e2e4" и выходят за пределы Новосибирска, прежде всего благодаря продуманному сайту с удобным личным кабинетом и большой опорой в виде корпоративных клиентов), "ТехноСити" (много эксклюзивного и премиального товара, сократив филиальную сеть остаются на плаву).

2016-2019 год

Открытие розничной сети "Ситилинк" в Новосибирске ознаменовало начало очередной ценовой войны. Знакомая по выходу "ДНС" стратегия помноженная на конкуренцию с другой крупной монополией, привела к падению розничных цен в городе ниже оптовых. Типичная ситуация того времени - на сайте "Ситилинка" при выборе города "Новосибирск" цена была значительно ниже Московской, а также часто ниже цены собственного оптового подразделения.

Периодические волны повышения цен в магазинах новой сети (точки выдачи появляются по всему городу) быстро гасятся - видимо повышение цен приводит к оттоку клиентов, благо конкурент не дремлет - ведь он везде - почти через 1-2 остановки есть филиал с инопланетянином на крыше, который часто переезжает но всегда остается где-то рядом.

Множество покупателей уходят в интернет - точки выдачи повсюду, доставка до дома - пожалуйста. Перепрофилируется крупный игрок бытовой техники - МВидео + Эльдорадо - в онлайн и оффлайн представлен компьютерный ассортимент.

2020 год

С учетом всех проблем с доступом в оффлайн магазины в период пандемии, продолжился рост онлайн продаж. Доставки растут, выбор онлайн становится обычным делом. На удивление, крупные игроки оффлайн не закрывали точки, а онлайн агрегаторы продолжили экспансию путем открытия в шаговой доступности новых точек выдачи.

2021 год

Что ожидаем в этом году? С учетом ожидаемого но неизбежного падения доходов покупателей, следует рассчитывать на оптимизацию крупных игроков и закрытия убыточных точек. Покупатель с трудом откажется от опробованных на самоизоляции удаленных способов покупки техники, поэтому предполагаемый сценарий - в случае сомнения посмотреть и потрогать пойду в ДНС , а куплю - в интернете.

Очень хочется надеяться, что в этом хаосе все таки найдется место малому и среднему местному бизнесу, как это было в начале 2000-х.

Спасибо за внимание, хочется услышать Ваше мнение на данную тему. Как Вы относитесь к крупным сетям - монополистам и хотели бы видеть на рынке малые и средние местные компании?