До приобретения этой книги мой трёхлетний сын уже был знаком с её сюжетом. Однажды я нашла эту сказку Лилиан Муур в старой «Хрестоматии для дошкольников». Себе прочла, а ребёнку читать не стала. Потому что сказку сопровождала одна-единственная иллюстрация — маленькая и невзрачная. Малыш слегка разочаровывается, если в книге нет картинок.
Другое дело — когда я рассказываю ему сказку по памяти. Тут иллюстрации не требуются — фантазия рисует сама.
Так я и сделала с «Крошкой Енотом» — стала пересказывать сказку своими словами, опустив некоторые моменты (например, встречу с дикобразом и скунсом). Чтобы потом, когда у нас появится красочная книга, ребёнку было интересно возобновить знакомство с этой историей.
И вот книга у нас появилась.
Вкратце о сюжете. Енотиха посылает сына за раками. Идти надо ночью. Малыш-енот храбро соглашается. По дороге он встречает Дикобраза, Скунса и Кролика — и все они удивляются тому, что Крошка Енот идёт по лесу один. По их мнению, это очень опасно. Но он не боится.
Кролик рассказывает ему о Том, кто сидит в пруду. Лучше бы он не говорил об этом. Малыш Енот, переходя ручей по перекинутому дереву, заглядывает в воду — и видит Того, кто сидит в пруду. Это, конечно, его собственное отражение, но зверёк этого не знает. Он корчит рожи Тому, кто сидит в пруду, потом угрожает ему палкой и камнем. И Тот, кто сидит в пруду, всегда отвечает ему тем же.
В конце концов, крошка Енот пугается и убегает домой. Мама советует ему вернуться к пруду, заглянуть в воду и улыбнуться Тому, кто сидит в пруду. Енотик так и делает. И, о чудо: Тот, кто сидит в пруду, улыбается в ответ. После этого крошка Енот больше не боялся: он перешёл по дереву и наловил раков.
Ох, как же замечательна эта сказка! Приобретённое издание тоже порадовало. Книжечка тонкая, в мягкой обложке. Но добротная, на мелованной бумаге. Издательство — Мелик-Пашаев. Классический перевод Образцовой (у меня в старой «Хрестоматии» был именно такой). Иллюстрации выполнены рукой знаменитого Сутеева.
Сюжет сам по себе милый и интересный. Но он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Сказка подтолкнула нас к интересным обсуждениям и любопытным открытиям.
Во-первых, благодаря сказке ребёнок узнал о защитных приспособлениях животных. Я и раньше вскользь упоминала об этом (на примере меняющих цвет), но история про Крошку Енота пробудила дополнительный интерес к теме.
Так, Старый Дикобраз, которого Енот встретил в лесу, поведал ему о своём защитном приспособлении. Он сказал: «А тебе не страшно? Ты ведь знаешь, что у тебя нет того, что есть у меня, — таких длинных и острых иголок».
Скунс рассказал, что он защищается разбрызгиванием жидкости с противным запахом, отчего все убегают. А у Енота такой защиты нет.
Кролик о своей защите не говорил — он только и делал, что боялся. Но я объяснила ребёнку, что приписываемая кроликам и зайцам трусость — это и есть их защитное приспособление. У них очень «хитрые» ушки, обеспечивающие отличный слух. Как только эти зверьки предчувствуют опасность — они тут же бросаются бежать. Умение очень быстро бегать и «заметать следы» — ещё один защитный инструмент.
Во-вторых, мы поговорили о способности воды отражать предметы. Полюбовались красивыми картинками с отражением в интернете. Нашли такие фотографии и в собственном архиве.
В-третьих, мы посмотрели советский мультфильм «Крошка Енот», снятый по мотивам этой истории. Мультик очень милый. Он не повторяет сказку дословно — создатели мультфильма внесли немало изменений. Крошка Енот здесь отправляется не за раками, а за осокой. А в лесу он встречает не Дикобраза, Скунса или Кролика, а Обезьянку. После просмотра можно попросить ребёнка вспомнить и назвать отличия между книгой и мультфильмом.
В-четвёртых, мы начали разучивать популярную песенку из указанного мультфильма. «От улыбки хмурый день светлей…» — строки этого музыкального произведения, я думаю, известны каждому в нашей стране. Ребёнку вдруг захотелось её петь.
В-пятых, мы обсудили метафорический смысл сказки. Если корчить рожи и угрожать камнем или палкой — вряд ли получишь доброе отношение в ответ. Хороший повод сообщить ребёнку о золотом правиле нравственности: поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
Хочешь, чтобы тебе улыбались — улыбайся. Хочешь, чтобы с тобой были добры — будь добр. Хочешь, чтобы тебе помогали — помогай.
***
Вот такой богатый развивающий материал таит в себе эта, казалось бы, простая сказка. Очень рекомендую её для чтения детям примерно с 3 лет.