Перед вами не золотой состав «Виа Гра», а картина Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства».
Сегодня мы вместе вспомним самые известные работы этого художника и узнаем, в чем же секрет трёх царевен на картине?
Предыстория
Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.
Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов.
Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники.
Это полотно, как и «Ковер-самолет», Виктору Михайловичу заказал Мамонтов для кабинета правления Донецкой железной дороги. В правлении от картин в итоге отказались, посчитав, что сказочные сюжеты слишком легкомысленны для серьезного предприятия. А вот Савва Мамонтов работой остался доволен.
По задумке три царевны олицетворяют богатство подземных запасов. Здесь есть Золотая царевна, Медная и Черная – ее художник ввел в сюжет, потому Донбасс славится добычей угля.
Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края».
Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли.
Те самые "забракованные" картины
Сюжет
Сюжет картины перекликается с народной сказкой «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева.
В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем.
По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой.
Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.
Автор
Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова — с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин.
Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах.
Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.
Золотая царевна
Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник,
Золотая — самая красивая из царевен подземного царства.
Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.
Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна — головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.
Царевна Драгоценных камней
Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой — длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья — элемент русского национального костюма, а на голове — невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой».
Царевна Каменного угля
Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля — «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов.
Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой).
Противопоставляя одежды царевен, художник подчеркивает, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно, это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни — к прошлому.
Вход в подземное царство
Васнецов совмещает разные трактовки сказки, в одной из которых Иван встречает царевен в горах, а в другой — спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой изображен в правом нижнем углу картины. Братья Ивана ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобожденных пленниц.
В 1883–1884 годах по заказу землевладельца и мецената из Киева Ивана Терещенко была написана еще одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, пораженных красотой царевен
Не перестаю удивляться глубине таланта русских художников прошлого: потрясающие детали, гениальный сюжет, историческая работа какая! Чем больше вглядываешься в привычную классику живописи и чем старше становишься, тем более интересными кажутся не сами картины, а истории их появления!
Спасибо за дочитывание и за приятную компанию в мир волшебной сказки Васнецова! Присоединяйтесь к нашим ежедневным прогулкам по интересным уголкам творчества и искусства)