Найти тему
Творческий Краснодар

Тайна трёх царевен с картины Васнецова

Оглавление

Перед вами не золотой состав «Виа Гра», а картина Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства». 

Сегодня мы вместе вспомним самые известные работы этого художника и узнаем, в чем же секрет трёх царевен на картине?
Три царевны подземного царства
Три царевны подземного царства

Предыстория

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

Мамонтов, один из самых богатых людей Москвы, страстно любил искусство. Он был владельцем усадьбы Абрамцево, одного из важнейших центров русской художественной жизни 1870–1910-х годов. 

Там гостили и работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие художники. 

Это полотно, как и «Ковер-самолет», Виктору Михайловичу заказал Мамонтов для кабинета правления Донецкой железной дороги. В правлении от картин в итоге отказались, посчитав, что сказочные сюжеты слишком легкомысленны для серьезного предприятия. А вот Савва Мамонтов работой остался доволен. 

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

 По задумке три царевны олицетворяют богатство подземных запасов. Здесь есть Золотая царевна, Медная и Черная – ее художник ввел в сюжет, потому Донбасс славится добычей угля.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая — сказочный способ передвижения и третья — царевен золота, драгоценных камней и каменного угля — символ богатства недр пробужденного края». 

Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. 

Те самые "забракованные" картины

Ковер-самолет
Ковер-самолет
Битва со славянами
Битва со славянами

Сюжет

Сюжет картины перекликается с народной сказкой «Три царства — медное, серебряное и золотое», известной современному читателю в нескольких вариантах под редакцией Александра Афанасьева.

В сказке Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную злодеем Вороном Вороновичем. 

По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых редакциях сказки — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берет их с собой.

Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших ее сестер выдает замуж за своих старших братьев.

Автор

Три картины, написанные для Мамонтова, во многом определили дальнейшее творчество Виктора Васнецова — с этого момента он часто обращается к сюжетам русских народных сказок и былин. 

Благодаря картинам «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» художник получил признание среди коллекционеров и меценатов: Васнецову удавалось воплотить мотивы русского фольклора в понятных современному человеку образах. 

Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

Золотая царевна

Коруна
Коруна

Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник,

Золотая — самая красивая из царевен подземного царства.

Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются. 

Золотая царевна изображена одетой в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. На голове у нее коруна — головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней

Художник хотел воплотить в образах девушек богатства недр Донецкого края, поэтому он создает новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. Как и Золотая царевна, девушка одета в ферязь, под которой — длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья — элемент русского национального костюма, а на голове — невысокий венец, который в средней полосе России называли «девичьей красой». 

Царевна Каменного угля

Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов счел нужным изобразить царевну Каменного угля — «черное золото» в то время обеспечивало движение поездов. 

Старшие царевны одеты в русские народные костюмы, но на младшей — более современное приталенное платье с коротким рукавом (древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой). 

Противопоставляя одежды царевен, художник подчеркивает, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно, это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни — к прошлому.

Вход в подземное царство

Васнецов совмещает разные трактовки сказки, в одной из которых Иван встречает царевен в горах, а в другой — спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой изображен в правом нижнем углу картины. Братья Ивана ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобожденных пленниц. 

В 1883–1884 годах по заказу землевладельца и мецената из Киева Ивана Терещенко была написана еще одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, пораженных красотой царевен

Не перестаю удивляться глубине таланта русских художников прошлого: потрясающие детали, гениальный сюжет, историческая работа какая! Чем больше вглядываешься в привычную классику живописи и чем старше становишься, тем более интересными кажутся не сами картины, а истории их появления!

Спасибо за дочитывание и за приятную компанию в мир волшебной сказки Васнецова! Присоединяйтесь к нашим ежедневным прогулкам по интересным уголкам творчества и искусства)