Плотно облегающее шею колье-чокер, изображенное на знаменитой картине Климта, существовало на самом деле и принадлежало самой Адели Блох-Бауэр.
В то время, на рубеже 19 и 20 веков, такие стоячие вокруг шеи колье, похожие на «ошейники», были очень модными, их делали из металла с камнями или нитей жемчуга в несколько рядов.
Бриллиантовое колье было подарено Адели ее мужем, Фердинандом Блох-Бауэром, крупным фабрикантом. Это колье представляло собой тонкую золотую сетку, на которой были плотно посажены камни – более крупные спереди и помельче сзади.
Среди бриллиантов выделялись шесть цветных камней – два темных рубина и четыре сапфира.
После ранней смерти Адели ее колье осталось у мужа, который, через 13 лет после смерти жены, подарил украшение на свадьбу своей племяннице, Марии, в замужестве ставшей Альтман.
Это та самая Мария Альтман, которая смогла несколько лет назад отсудить у Австрии пять картин Густава Климта, среди которых и сама «Золотая Адель». Она приходилась Адели БлохБауэр племянницей сразу с двух сторон, т.к. была дочерью ее сестры, которая вышла замуж за брата мужа Адели, Фердинанда.
В юности Мария была замечательной красавицей и очень удачно вышла замуж за юношу из такой же богатой семьи, как и ее собственная. Когда к власти пришли нацисты, мужа Марии забрали в концлагерь, но она смогла выкупить его ценой всего имущества семьи, подписав отказ от собственности.
Мария вспоминала, как военные «сняли с меня обручальное кольцо, взяли бриллиантовое колье тети Адель и сунули в карман. И другие мужчины в форме берут нашу новую машину - толкают ее, потому что не могут найти ключи.»
Марии с мужем удалось бежать и спастись, но бриллиантовое колье, которое у нее забрали, пропало безвозвратно. После войны Альтманы пытались искать свои вещи, нашли каких-то свидетелей, что похожее украшение видели на супруге самого Германа Геринга, Эмми.
Но и Эмми и ее дочь Эдда отрицали, что владели бриллиантовым чокером – скорее всего, это правда, поскольку сохранилось много снимков Эмми в вечерних туалетах, но нигде не видно ничего похожего на колье Адели. А ведь такое заметное и дорогое украшение новая хозяйка вряд ли оставила бы без внимания.
Кроме того, оставшаяся после Геринга огромная коллекция драгоценностей и предметов искусства давно исследована, и ничего из пропавших вещей семьи Блох-Бауэр в ней обнаружено не было.
Вероятно, знаменитое бриллиантовое колье попало в руки случайного офицера, и после войны было тайком разобрано на камни и продано по частям.
В вышедшем пять лет назад фильме «Женщина в золоте», о судьбе Марии Альтман и ее судебном процессе по поводу картин Климта, теме бриллиантового колье уделено особое внимание. Для съемок изготовили копию чокера, руководствуясь тем, что запомнила Мария об украшении, которое у нее отняли семьдесят лет назад.
Еще по теме:
Была ли "золотая Адель" возлюбленной Климта?