Найти тему
Satdata

Самолеты Hs 126 в Эстонии: превратности судьбы

Henschel Hs 126 B-1 в эстонской амуниции
Henschel Hs 126 B-1 в эстонской амуниции

Небольшие страны Прибалтики, однако, серьезно относились к своей авиации - имея довольно скудные ресурсы - покупали небольшие партии самолетов, выпускали лицензионные, и даже разрабатывали свои конструкции,доводя их до серии.

Но основа конечно же была - покупка на мировом рынке самолетов. Эстония имела ряд подписанных контрактов в конце 30-х с Англией и другими странами. По известным причинам (начиналась война) никаких Спитфайеров эстонцам не досталось, контракт был расторгнут. Попытка прикупить аналог - Ме-109 - у Германии - также провалился. Но немцы предложили 12 штук Хеншелей 126 - разведчик по приемлемой цене. 12 самолетов обходились в примерно 700 тыс долларов США. Интересна структура контракта - 15% в долларах США, 25% в немецких марках, 35% в эстонских кронах и 25% в поставках эстонских сланцев (!).

Первые 6 машин по контракту должны были быть доставлены в мае 1940-го, еще 6 - в июне.

Этот же эстонский самолет
Этот же эстонский самолет

Доставили только пять. Потом в Эстонии началась процедура присоединения к СССР. Ясно,что поставки заморозили и вроде как и забыли. Однако пять самолетов были осмотрены комиссией ВВС РККА и наряду с другими самолетами были включены в эскадрилью при 22-м корпусе, в который были преобразованы эстонские вооруженные силы.

Он же
Он же

Самолеты перекрасили из эстонских цветов в советские(ниже).

Они были размещены на аэродроме в Jagala.

Наверху  как перекрашивали эстонский в советский Хеншель; ниже - немецкие солдаты у остатков разбитых немцами же немецких Хеншелей (из служивших в ВВС РККА) на эстонском аэродроме в 1941-м
Наверху как перекрашивали эстонский в советский Хеншель; ниже - немецкие солдаты у остатков разбитых немцами же немецких Хеншелей (из служивших в ВВС РККА) на эстонском аэродроме в 1941-м

Летом 1941-го года боеспособные эстонские самолеты приняли участие в войне. Примерно за две недели все они были выбиты - в основном прямо на аэродромах, или сбиты немецкими самолетами.

Все пять Хеншелей были разгромлены "своими" немецкими авиасилами. Известна масса фото,где немцы позируют у разбитых разведчиков с красными звездами. Ирония судьбы.

Сами же немцы весьма активно использовали эти разведчики до конца 1941 года у нас на фронте, потом перевели их в ночные... Получил кличку "костыль"...

Схема Хеншеля ; все фото статьи взяты из интернета или эстонской книги по истории эстонской авиации 1918-1940 годов
Схема Хеншеля ; все фото статьи взяты из интернета или эстонской книги по истории эстонской авиации 1918-1940 годов

Технические характеристики:

Тип двигателя  - один BMW Брамо-Фафнир -323А-1 или Q-1
Мощность, л.с.  1 х 850
Максимальная скорость , км/ч  354
Крейсерская скорость , км/ч  310
Практическая дальность, км  715
Максимальная скороподъемность, м/мин  572
Практический потолок, м  8200
Экипаж  2
Вооружение:  один синхронный 7.9-мм пулемет и
один 7.9-мм на подвижной установке в кабине ;
100 кг бомб.

О 22-й эскадрилье и судьбе других "эстонских" самолетов - здесь.

О спутниковой связи читайте тут.

Всем удачи и успехов!