Пробный треккинг прошел не просто так: мы прошли по важным эзотерическим местам.
Мы спускаемся по ущелью до 4020 м и нам попадается первая аутентичная тибетская деревня Чанду, а еще через несколько километров выезжаем на перевалочный пункт Ямалунг (3990м). Меня уже не удивляют местные жители, занимающиеся своими повседневными делами прямо посреди улицы
Мы пересаживаемся в кузов грузовика прямо поверх своих вещей и продолжаем путь к Самье. Дорогой возникает дискуссия на тему: для своего путешествия из расположенной над озером Манасаровар Шамбалы в Тибет основатель религии бон Тонпо Шенраб пустил стрелу, и она проделала проход во внешних горах. Уж не этот ли путь мы только что проделали по перевалам Стрелы и Лука (Щугар-Ла и Шеду-Ла)?
А мы в Самье отправляем двоих высокорослых срочно сбрасывать высоту и возвращаться домой не длинной дорогой через Лхасу и Пекин, а короткой через Непал. Сами пересекаем Брахмапутру, вновь размещаемся в джипах и продолжаем путь к Кайласу.
На озере Ямдрок Ямтсо местные жители зарабатывают тем, что фотографируются рядом с туристами либо сами, либо дают напрокат национальные костюмы, либо одалживают украшенных по религиозному обычаю тибетских мастифов или яков.
Перевалы следуют за перевалами. На Каро-Ла, почти на самом леднике Ноджин Кангтсан (5045м) в 1904г. произошла самая высокогорная в истории Великобритании битва, когда полковник Янгхазбенд через Гьяндзе рвался в Лхасу. Потом, уже под самой Поталой, полковнику было видение, после чего он удалился монашествовать в Индию.
Сейчас тут обычный тибетский промысел: рынок с подделками под кораллы, бирюзу и серебро и, аристократичный в Европе, в Тибете просто национальный вид спорта - бильярд.
В среднем каждые 200 км нас останавливают на блок-постах. Фотографировать нельзя, из машины выходить нельзя, все паспорта и пермит (нечто вроде коллективной визы) у сопровождающего группы.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима