Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Почему АвтоВАЗ никогда не догонит румынскую Dacia

Современная европейская автомобильная марка Dacia родилась под влиянием нашего АвтоВАЗа, как это не покажется странным. Но сегодня ситуация приобрела интересный поворот.

Румынский автопроизводитель Dacia был куплен компанией Renault в 1999 году. Однако дата, которая действительно ознаменовала ренессанс бренда, - это 2005 год. На сегодняшний день Dacia продала 6,5 млн автомобилей. Для небольшого автопроизводителя, который ранее за пределами Румынии фактически не был известен, это невероятный результат! У нас в стране никто не обратил внимание на празднование 15-летней истории этого успеха. Тем не менее, в этой истории тесно переплелись судьбы и АвтоВАЗа, и румынского автопроизводителя.

Основанная в 1966 году в Румынии, компания Dacia, всегда была связана с Renault: ее первой моделью, доступной только на местном рынке, был Renault 8, переименованный в Dacia 1100 и собранный с использованием деталей, произведенных во Франции. Затем появился автомобиль на базе Renault 12, известный как Dacia 1300.

В конце 80-ых начале 90-ых прошлого века по странам Восточной Европы прокатились бархатные, и не очень бархатные революции. А затем восточноевропейские автомобильные активы начали скупать ведущие европейские автоконцерны.  Из более-менее крупных восточноевропейских автопроизводителей в 90-ые годы последней неприватизированной осталась только Dacia. Чешская Skoda отошла Volkswagen, польский FSM отошел FIAT, на варшавскую FSO присматривался Daewoo. А вот румынским автопромом заинтересовалась Renault.

В конце концов в 1999 году концерн Renault приобрел румынского производителя с четким видением. Как пишет корпоративный сайт Renault Group – «развивать опыт Dacia и использовать  географическое положение, чтобы вывести на рынок самый дешевый седан на рынки Восточной Европы, которые тогда находились в процессе переформатирования».  Проще говоря, нужно было дать небогатым рынкам дешевое предложение и таким путем завоевать страны постсоветского блока.  

Dacia Logan-I
Dacia Logan-I

Но сайт умалчивает о том, откуда появилась модель дешевого седана? А она появился после ознакомительной поездки в Россию тогдашнего шефа Renault Луи Швейцера, который во время своего вояжа посетил автосалоны, где продавались Lada, и был приятно удивлен ценником менее 5000 у.е. После этой поездки была поставлена цель - впервые в автопроме спроектировать автомобиль по заранее известной стоимости. Инновационный на то время метод перевернул логику традиционного подхода. Ведь предстояло построить автомобиль без ущерба в надежности и безопасности. На всех этапах от начала до конца, в каждом техническом решении была просчитана цена, которую нельзя было превышать. Поэтому широко использовались проверенные и окупившие себя автокомпоненты и узлы, технологии Renault. Пятнадцать лет назад, в 2004 году был представлен автомобиль Dacia Logan. Это была «бомба», которая показала революционный подход к созданию доступных  автомобилей. Проект 5000 оказался удачным.

Dacia Sandero первого поколения
Dacia Sandero первого поколения

Воодушевленные успехом Logan, французы решили, что Dacia нужно расширить свой модельный ряд. И уже в 2008 году появляется хэтчбек Sandero и его кросс-версия Sandero Stepway. Позже, в 2010 году появилась еще одна революционная модель: кроссовер Dacia Duster. Эта модель, ставшая теперь бестселлером, сделала сегмент SUV, доселе состоявший только из топовых моделей, гораздо более доступным. Продано более 1,6 млн «пыльников»  с момента выпуска.

Далее, этот небольшой по мировым меркам румынский автопроизводитель расширил свой модельный ряд: Logan MCV (универсал) в 2007 году, затем Lodgy (MPV) и Dokker (MPV и фургон).

Современный модельный ряд Dacia
Современный модельный ряд Dacia

Кто бы мог подумать, что прогулка шефа Renault по салону Lada приведет к таким последствиям? Dacia сейчас является 5-м брендом по объему продаж в Европе. Ну а для АвтоВАЗа Dacia стала донором ряда его моделей, таких как Lada Largus и Lada XRay.

Разошлись пути дороги

Но и это еще не все. Дело в том, что в столице Румынии под контролем Renault начал работу крупный R&D центр Dacia. На чем они специализируются? Творят дизайн новых автомобилей, выполняют опытно-конструкторские работы. Также в составе Dacia работает моторное производство, которое в предкризисном 2019 году выпустило 509 тыс. силовых агрегатов, также работает производство коробок передач и ряда других автокомпонентов. То есть Dacia практически такое же технологически полное производство, как и АвтоВАЗ.

Но есть один интересный момент. Румыния входит в состав Евросоюза, а значит Dacia работает по европейским правилам. Ведь, несмотря на некую дешевизну ее автомобилей, автопроизводитель должен соответствовать требованиям европейского рынка. Не будем пока касаться тренда на электромобилизацию, это отдельный разговор. А вот на европейские приметы обратим внимание.

Самый популярный кроссовер в модельной линейке, как известно, Dacia Duster второго поколения. Так вот еще в 2018 году был   отправлен в отставку и последний из могикан — атмосферный бензиновый двигатель 1.6 SCe. Его место в гамме занял новый трехцилиндровый мотор 1.0 TСe. Двигатель выпускается на Dacia и отличается использованием технологии плазменного напыления на стенки цилиндров,  турбонагнетателем с электроактуатором, оптимизированными каналами охлаждения и интегрированным в головку блока выпускным коллектором. Отдача — 100 л.с. и 160 Нм. Вот такой дауншифтинг по-румынски с французским патронажем.

Недавно мы рассказывали о том, то самым современным мотором, выпускаемом на АвтоВАЗе является Renault H4M (HR16) родом из прошлого десятилетия. Все познается в сравнении. Где Dacia, а где АвтоВАЗ, в плане уровня технологии, оба предприятия являются членами семьи Renault Group. Понятно, что такой трехцилиндровый двигатель 1.0 TСe будет востребован на отечественном рынке, если РФ начнет ужесточать экологические требования, а в правительстве будут заседать поклонники Греты Тунберг.

Новое поколение Dacia Sandero-III
Новое поколение Dacia Sandero-III

Но и это еще не все. Сегодня идут испытания и вскоре будут представлены новые Dacia Logan/Sandero. И вот тут нас ожидает сюрприз. Новые Dacia попрощаются с нынешней платформой B0 (она же Global Access). Дело в том, что третье поколение этих автомобилей переедет на французскую модульную платформу CMF-B. Конечно, румынские автомобили не станут автоматически от этого Renault Clio последнего поколения, но будут немного упрощены и, соответственно, более доступны. Ведь европейские покупатели имеют разный достаток. Но сам факт говорит о многом.

-6

А что АвтоВАЗ? Ему уготована Renault Group своя участь. Марка Lada занимает на рынке стран Таможенного союза нижний ценовой сегмент, марка Renault более высокую ступень, но также в доступном сегменте. Попытки выводить марку Dacia в РФ, как известно, не предпринимались.

На АвтоВАЗе, как известно, идет работа по переводу модельного ряда на платформу В0, или в современной интерпретации Global Access. Это выгодно, как с точки зрения экономии затрат, так и унификации автомобилей. У отечественного автогиганта есть собственная относительно новая платформа на которой создано семейство Lada Vesta, но далее его развивать не планируется.

источник