Современная европейская автомобильная марка Dacia родилась под влиянием нашего АвтоВАЗа, как это не покажется странным. Но сегодня ситуация приобрела интересный поворот.
Румынский автопроизводитель Dacia был куплен компанией Renault в 1999 году. Однако дата, которая действительно ознаменовала ренессанс бренда, - это 2005 год. На сегодняшний день Dacia продала 6,5 млн автомобилей. Для небольшого автопроизводителя, который ранее за пределами Румынии фактически не был известен, это невероятный результат! У нас в стране никто не обратил внимание на празднование 15-летней истории этого успеха. Тем не менее, в этой истории тесно переплелись судьбы и АвтоВАЗа, и румынского автопроизводителя.
Основанная в 1966 году в Румынии, компания Dacia, всегда была связана с Renault: ее первой моделью, доступной только на местном рынке, был Renault 8, переименованный в Dacia 1100 и собранный с использованием деталей, произведенных во Франции. Затем появился автомобиль на базе Renault 12, известный как Dacia 1300.
В конце 80-ых начале 90-ых прошлого века по странам Восточной Европы прокатились бархатные, и не очень бархатные революции. А затем восточноевропейские автомобильные активы начали скупать ведущие европейские автоконцерны. Из более-менее крупных восточноевропейских автопроизводителей в 90-ые годы последней неприватизированной осталась только Dacia. Чешская Skoda отошла Volkswagen, польский FSM отошел FIAT, на варшавскую FSO присматривался Daewoo. А вот румынским автопромом заинтересовалась Renault.
В конце концов в 1999 году концерн Renault приобрел румынского производителя с четким видением. Как пишет корпоративный сайт Renault Group – «развивать опыт Dacia и использовать географическое положение, чтобы вывести на рынок самый дешевый седан на рынки Восточной Европы, которые тогда находились в процессе переформатирования». Проще говоря, нужно было дать небогатым рынкам дешевое предложение и таким путем завоевать страны постсоветского блока.
Но сайт умалчивает о том, откуда появилась модель дешевого седана? А она появился после ознакомительной поездки в Россию тогдашнего шефа Renault Луи Швейцера, который во время своего вояжа посетил автосалоны, где продавались Lada, и был приятно удивлен ценником менее 5000 у.е. После этой поездки была поставлена цель - впервые в автопроме спроектировать автомобиль по заранее известной стоимости. Инновационный на то время метод перевернул логику традиционного подхода. Ведь предстояло построить автомобиль без ущерба в надежности и безопасности. На всех этапах от начала до конца, в каждом техническом решении была просчитана цена, которую нельзя было превышать. Поэтому широко использовались проверенные и окупившие себя автокомпоненты и узлы, технологии Renault. Пятнадцать лет назад, в 2004 году был представлен автомобиль Dacia Logan. Это была «бомба», которая показала революционный подход к созданию доступных автомобилей. Проект 5000 оказался удачным.
Воодушевленные успехом Logan, французы решили, что Dacia нужно расширить свой модельный ряд. И уже в 2008 году появляется хэтчбек Sandero и его кросс-версия Sandero Stepway. Позже, в 2010 году появилась еще одна революционная модель: кроссовер Dacia Duster. Эта модель, ставшая теперь бестселлером, сделала сегмент SUV, доселе состоявший только из топовых моделей, гораздо более доступным. Продано более 1,6 млн «пыльников» с момента выпуска.
Далее, этот небольшой по мировым меркам румынский автопроизводитель расширил свой модельный ряд: Logan MCV (универсал) в 2007 году, затем Lodgy (MPV) и Dokker (MPV и фургон).
Кто бы мог подумать, что прогулка шефа Renault по салону Lada приведет к таким последствиям? Dacia сейчас является 5-м брендом по объему продаж в Европе. Ну а для АвтоВАЗа Dacia стала донором ряда его моделей, таких как Lada Largus и Lada XRay.
Разошлись пути дороги
Но и это еще не все. Дело в том, что в столице Румынии под контролем Renault начал работу крупный R&D центр Dacia. На чем они специализируются? Творят дизайн новых автомобилей, выполняют опытно-конструкторские работы. Также в составе Dacia работает моторное производство, которое в предкризисном 2019 году выпустило 509 тыс. силовых агрегатов, также работает производство коробок передач и ряда других автокомпонентов. То есть Dacia практически такое же технологически полное производство, как и АвтоВАЗ.
Но есть один интересный момент. Румыния входит в состав Евросоюза, а значит Dacia работает по европейским правилам. Ведь, несмотря на некую дешевизну ее автомобилей, автопроизводитель должен соответствовать требованиям европейского рынка. Не будем пока касаться тренда на электромобилизацию, это отдельный разговор. А вот на европейские приметы обратим внимание.
Самый популярный кроссовер в модельной линейке, как известно, Dacia Duster второго поколения. Так вот еще в 2018 году был отправлен в отставку и последний из могикан — атмосферный бензиновый двигатель 1.6 SCe. Его место в гамме занял новый трехцилиндровый мотор 1.0 TСe. Двигатель выпускается на Dacia и отличается использованием технологии плазменного напыления на стенки цилиндров, турбонагнетателем с электроактуатором, оптимизированными каналами охлаждения и интегрированным в головку блока выпускным коллектором. Отдача — 100 л.с. и 160 Нм. Вот такой дауншифтинг по-румынски с французским патронажем.
Недавно мы рассказывали о том, то самым современным мотором, выпускаемом на АвтоВАЗе является Renault H4M (HR16) родом из прошлого десятилетия. Все познается в сравнении. Где Dacia, а где АвтоВАЗ, в плане уровня технологии, оба предприятия являются членами семьи Renault Group. Понятно, что такой трехцилиндровый двигатель 1.0 TСe будет востребован на отечественном рынке, если РФ начнет ужесточать экологические требования, а в правительстве будут заседать поклонники Греты Тунберг.
Но и это еще не все. Сегодня идут испытания и вскоре будут представлены новые Dacia Logan/Sandero. И вот тут нас ожидает сюрприз. Новые Dacia попрощаются с нынешней платформой B0 (она же Global Access). Дело в том, что третье поколение этих автомобилей переедет на французскую модульную платформу CMF-B. Конечно, румынские автомобили не станут автоматически от этого Renault Clio последнего поколения, но будут немного упрощены и, соответственно, более доступны. Ведь европейские покупатели имеют разный достаток. Но сам факт говорит о многом.
А что АвтоВАЗ? Ему уготована Renault Group своя участь. Марка Lada занимает на рынке стран Таможенного союза нижний ценовой сегмент, марка Renault более высокую ступень, но также в доступном сегменте. Попытки выводить марку Dacia в РФ, как известно, не предпринимались.
На АвтоВАЗе, как известно, идет работа по переводу модельного ряда на платформу В0, или в современной интерпретации Global Access. Это выгодно, как с точки зрения экономии затрат, так и унификации автомобилей. У отечественного автогиганта есть собственная относительно новая платформа на которой создано семейство Lada Vesta, но далее его развивать не планируется.