Сергей Эйзенштейн – один из создателей отечественного кинематографа. Он показал неискушенному советскому зрителю 1920-х годов как при помощи камеры можно воплотить в жизнь масштабный замысел художника.
Частично секрет творчества Сергея Михайловича раскрывают его архивы – рисунки, записки на полях, раскадровки эпизодов, письменные замечания творческой группе кинокартин.
Эйзенштейн всегда стремился к предельной кинематографической выразительности. Режиссер имел хорошую хватку, он мог при первом ознакомлении с натурой отобрать и зарисовать самое главное, представляющее исключительный интерес для фильма.
Это можно увидеть, разбирая рисунки к фильму «Александр Невский».
Рисунок 1: место, где происходит действие пролога.
Рисунок 2 и 3: «Трагическая весна» или «Прощание с Брячиславной». Тут речь идет о сцене, не вошедшей в фильм, прописанной в первом варианте сценария под названием «Русь». В этой сцене Александр расстается со своей супругой перед поездкой в ставку татарского хана Берке.
На Рисунке 2 изображена супруга Александр Брячиславна, склонившаяся на плечо мужа. Голова князя немного склонена к жене, а фигура обращена к зрителю фронтально. Рядом беззаботно резвятся дети.
Рисунки 4 – 11: они относятся к сценам, также не вошедшим в итоговый монтаж фильма. В них отражена поездка Александра Невского в Золотую Орду.
На Рисунках 4 – 6 показана ставка хана, а на Рисунке 7 – показаны типичные представители ставки.
На Рисунке 8 показано, в каких условиях содержатся в Золотой Орде русские пленники. А на девятом рисунке показано, как хан намерен отравить Александра Невского, в котором он увидел умного, сильного и дальновидного соперника. По пути назад русский князь умер от змеиного яда.
Рисунки 10 и 11 воспроизводят отдельные картины эпилога, который заканчивается разгромом полчищ Мамая войском во главе с Дмитрием Донским.
Прочитал, не ленись - на канал подпишись)