Продолжаю перечитывать Агату Кристи. Сегодня — читательские впечатления от романов "Убийство в доме викария", "Загадка Ситтафорда", "Пять поросят", "Смерть лорда Эджвера", "Смерть приходит в конце" и "Зеркало треснуло". Лучший, конечно, - "Пять поросят".
"Убийство в доме викария" (1930). Роман из цикла о мисс Марпл. Жил-был (и всем надоел хуже горькой редьки) полковник Протеро, а потом его убили в доме викария. И все заверте…
Роман написан от лица того самого викария, чья жена (на много лет моложе) наняла за гроши худшую кухарку в деревне, ездит на поезде в день, когда билеты стоят дешевле, и при этом заявляет, что к ней пачками сватались выгодные женихи, но вот выбрала она своего нынешнего мужа. Выбрать такого она могла только в одном случае — если других вариантов попросту не было, и это не единственное вранье в романе, которое мне мешает.
Вообще у Агаты Кристи лучше всего получается описывать преступления в верхней прослойке среднего класса. Здесь же она взялась за… э… ну, скажем, за людей, которые считают копейки, и по тексту чувствуется, что жизнь их она не очень понимает и оттого пытается многое свести к шутке. В романе есть персонаж по имени Деннис — подросток, племянник викария, влюбленный в дочку богача, и совершенно ясно в финале, что ничего ему не светит, дочка богача, что называется, поматросила и бросила, а любезная жена викария выживет его из дома, как только у нее пойдут свои дети. И потому впечатление от романа остается смешанное, несмотря на разбросанные по тексту тонкие замечания и обстоятельно выстроенную интригу.
"Все его романы о пренеприятных людях, влачащих неимоверно жалкое существование" — по ходу дела Агата Кристи дала чрезвычайно точное определение нынешней русской литературы. Ах, пардон, это она написала о книгах Рэймонда Уэста, племянника мисс Марпл. Но все равно, попала в точку.
"Загадка Ситтафорда" (1931). В 20-е и 30-е годы был чрезвычайно популярен спиритизм, столоверчение и "общение" с духами. Здесь один из таких моментов вплетен в сюжет. Во время спиритического сеанса отставной вояка узнает, что его друг только что был убит. Вояка немедленно отправляется к другу — и в самом деле находит мертвое тело…
Среди персонажей присутствует писатель Мартин Деринг — он вышел бледнее, чем другие писатели у Агаты Кристи, но его фраза "Нелегко это, инспектор, зарабатывать на жизнь литературой" почти наверняка отражает ее собственную точку зрения.
Сам роман не то чтобы выдающийся или, напротив, слабый — это вполне крепкая книга, которая читается с удовольствием, но до уровня шедевров все же не дотягивает.
"Пять поросят" (1942). Пять поросят судейство учинили… ой, простите, не то. У Агаты Кристи есть гениальный роман, основанный на считалке — но, честное слово, было бы лучше, если бы с другими считалками она обращалась осмотрительнее. Здесь считалка не так уж нужна, а кроме того, название является не слишком удачным для детективного романа – что довольно обидно, так как роман замечательный.
К Эркюлю Пуаро обращается девушка, чья мать убила ее отца-художника, и просит провести расследование заново. Проблема в том, что преступление произошло много лет назад, и все, что может сделать Пуаро — искать пятерых свидетелей, которые прямо или косвенно были замешаны в случившемся.
Это один из лучших романов Агаты Кристи, и, как и все превосходные детективы, это больше, чем просто детектив. В тексте упоминается "Луна и грош" Сомерсета Моэма, что довольно примечательно, так как к современной литературе Агата Кристи была настроена скорее скептически. Другое упоминание Моэма я нашла в сборнике "Тринадцать загадочных случаев" — там речь идет о его пьесах, и они оценены очень высоко.
"Смерть лорда Эджвера" (1933). Роман из цикла об Эркюле Пуаро. Леди входит в дом и убивает своего мужа. Вскоре выясняется, что она никак не могла этого сделать, так как именно в тот момент присутствовала на званом вечере…
Это не самый лучший роман Агаты Кристи, где придраться можно и к мотиву, и к способу осуществления преступления — не говоря уже о том, что, судя по толстым намекам в тексте, лорду Эджверу вообще не стоило связываться с женщинами.
"Смерть приходит в конце"/"Смерть Нофрет" (1945). Роман стоит особняком в творчестве Агаты Кристи, так как это ретродетектив о Древнем Египте.
Честно говоря, лучше бы эта история о внутрисемейных разборках была рассказана в обычных английских декорациях. Кроме того, консультант Агаты Кристи — ученый, снабжавший ее сведениями о быте древних египтян — каким-то образом надавил на писательницу в плане развязки, и впоследствии, перечитывая текст, она была недовольна тем, что пришлось пойти у него на поводу. А когда недоволен автор, недоволен и читатель.
"Зеркало треснуло" (1962). Роман из цикла о мисс Марпл. Замок в Сент-Мэри-Мид купила звезда Марина Грегг, более популярная в прошлом, чем сейчас, но все еще имеющая преданных фанатов. На приеме, устроенном в ее честь, одна из фанаток неожиданно умирает…
Я сейчас припоминаю другие книги Агаты Кристи, где фигурируют актеры — это "Драма в трех актах", упомянутая выше "Смерть лорда Эджвера" и сборник "Тринадцать загадочных случаев". Такое ощущение, что актеров Агата Кристи не очень понимала — художники и уж тем более писатели выходили у нее интереснее, хотя она писала пьесы и неминуемо должна была соприкасаться с актерским миром. Возможно, он вызывал у нее раздражение — не зря же в "Миссис Макгинти с жизнью рассталась" миссис Оливер произносит несколько желчных тирад о мире театра. Во всяком случае, актеры у Агаты Кристи скорее шаблонные, и хотя в "Зеркало треснуло" она попыталась дать более сложный образ, что-то не сработало. Очень жаль, потому что мотив и необычен, и убедителен, и хорош, и вообще все бы могло срастись, а получился скорее рядовой роман.