5 мая 2020 года компанией Energy & Utilities, входящей в группу Informa Markets[1], был проведен вебинар, в ходе которого участникам предлагалось обсудить возможное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на развитие технологий цифровизации в энергетическом секторе. Трансляция велась из г. Дубай (ОАЭ) на английском языке. В вебинаре приняли участие и представители журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».
В качестве спикеров, готовых не только дать развернутую оценку ситуации и сформулировать прогнозы по дальнейшему развитию ключевых трендов в области цифровизации, но и ответить на многочисленные вопросы участников мероприятия, были приглашены:
В ходе дискуссии спикерам и участникам было предложено ответить на следующие вопросы:
- Какое влияние оказывает вспышка COVID-19 на программы цифровизации предприятий энергетического сектора?
- Будет ли кризис COVID-19 способствовать или препятствовать стремлению коммунальных и энергетических компаний повысить роль цифровизации в коммунальной инфраструктуре?
- Становятся ли энергетические компании и коммунальные службы все более зависимыми от цифровизации и автоматизации во время вспышки COVID-19?
- Какую ценность может принести усиленная цифровизация энергетической инфраструктуры во время пандемий?
- Учитывая, что структура спроса на электроэнергию во время вспышек меняется по мере того, как люди работают из дома и закрывают офисы, какую роль могут играть цифровые сети и искусственный интеллект в обеспечении стабильной работы сетей?
- С учетом того, что рабочие и технические работники электростанций могут заболеть во время пандемий, как цифровизация и искусственный интеллект могут обеспечить бесперебойную работу производственных мощностей и стабильное электроснабжение?
- В связи с тем, что коммунальные и промышленные компании все чаще обращаются к переменным возобновляемым источникам энергии, таким как фотоэлектрическая солнечная энергия и ветер, какую роль может сыграть программное обеспечение для цифровизации в обеспечении стабильного энергоснабжения?
Отвечая на поставленные вопросы, участники вебинара отметили, что на сегодняшний день 87% энергетических компаний по всему миру взяли стратегический курс на цифровизацию технологических и бизнес-процессов. При этом основной целью цифровой трансформации является именно повышение эффективности функционирования компаний по всем основным направлениям.
В ходе обсуждения были затронуты вопросы и перспективы развития таких технологий, как блокчейн, искусственный интеллект, машинное обучение, платформенные решения для бизнеса, дроны и дистанционная диагностика, мобильные решения, управление большими данными, цифровые двойники и др. Применяя подобные и другие технологии, интеллектуальные коммунальные предприятия оцифровывают себя, чтобы управлять своими активами и обслуживать своих клиентов лучше, чем когда-либо прежде, лучше привлекая сотрудников, оптимизируя операции с активами, внедряя инновации в цифровую энергетическую сеть и переосмысливая взаимодействие с клиентами.
При этом в условиях эпидемии коронавируса переход к интеллектуальному предприятию является более актуальным, чем когда-либо, так как позволяет сохранить устойчивость работы даже в условиях карантина и самоизоляции большинства сотрудников. Ярким примером является высказывание одного из спикеров: «Если бы мне полгода назад сказали, что половина сотрудников энергокомпаний сможет полноценно работать, не выходя из дома, я рассмеялся бы этому человеку в лицо. А теперь посмотрите вокруг. Это уже стало в порядке вещей!»
В ходе вебинара спикерам было задано более 70 вопросов. В целом участники отметили положительные сдвиги в области цифровизации процессов энергокомпаний в связи с эпидемией COVID-19. Безусловно, ситуация сказалась негативным образом на экономике организаций, но при этом она создала необходимые стимулы для руководителей искать новые, более оптимальные способы решения задач, настраивать дистанционный сбор и обработку данных, разрабатывать и внедрять решения, обеспечивающие стабильную работу сетей даже в условиях большого числа переменных источников ВИЭ и минимального воздействия со стороны персонала компаний.
Ситуация непростая, управление процессами требует большого напряжения сил. Но коронавирус уйдет, а все технологические и интеллектуальные наработки останутся и будут продолжать служить на благо людям.
[1] Группа компаний Informa – Британская корпорация, осуществляющая издательскую и выставочную деятельность, а также предоставляющая услуги по бизнес-аналитике. Штаб-квартира организации находится в Лондоне, подразделения расположены в 43 странах мира, общее число сотрудников превышает 11000.
Informa владеет такими брендами, как CRC Press, Fan Expo, Institute for International Research, Lloyd's List (London Press Lloyd), Penton, Routledge, Taylor & Francis и UBM.
В настоящее время Informa также является владельцем торговой марки и издателем журнала “Transmission & Distribution World”, русскоязычную версию которого журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» издавал с 2012 по 2017 гг по лицензионному соглашению с Penton Media, Inc (США). Все выпуски “Transmission & Distribution World. Russian Edition” находятся на сайте журнала в одноименной рубрике в разделе «Издания»