Найти в Дзене
Book fuzz

"Приключение, которое и не приключение вовсе"- о фильме "Приключение" Микеланджело Антониони.

кадр из фильма
кадр из фильма

Богатая Римская девушка исчезла на острове Лиза Бланка. Вот так идешь по Палермо, город любимый, идешь на работу, как всегда берешь газету, а там такая статейка. Что она может значит ? Кто эта девушка? Как это случилось? И, конечно, мозг найдет ответ. Наверняка очередная графиня, как говорится «600 гектаров земли и три попытки самоубийства». Но кто-бы знал, что может быть по-другому.

кадр из фильма    .
кадр из фильма .

Антониони показывает маленькие детали, которые разворачивают историю наизнанку. Анна, дочка дипломата, едет вместе со своей подругой Сабриной и своим возлюбленным Сандро в морское путешествие. Только путешествие оказывается не путешествием вовсе, а побегом. Кажется все великолепно, у Анны прекрасная жизнь, но, как было сказано в одной из сцен этого фильма : «Прекрасно-это не комплимент», это и вправду скорее тяжкое бремя. Страх потерять все и остаться ни с чем, а еще более страшно- это осознать, что то, что хорошо и не хорошо вовсе. Иллюзия, что Анна должна, увидев Сандро, обрадоваться, рушится первым взглядом, первым их поцелуем, а потом плотно разъедается недопониманием, неуверенной жестикуляцией, беспомощной не вольностью. Перемучилась, сгорела. Сандро же полный дурак, идиот и бабник. Он не ценит силу слова, говоря, что они ничего не значат, не понимает перемен настроения и сам изменчив. Только то, как он схватил за скулы Анну в первой же сцене, жест самодостаточный до ужаса, в который и впадает Анна, так от него и не отойдя

кадр из фильма
кадр из фильма

Ну хорошо, иллюзия любви и благополучия разъедена грубостью и, Анна исчезает. Она исчезает закономерно и абсолютно логично. Ее существование больше нам не нужно, точнее миру этого фильма лучше будет, если она исчезнет. Никто не может ее найти, и мы больше ее не увидим .Что же логически будет делать Сандро? Искать возлюбленную. Даже если он совсем дурак и не понял до исчезновения, что с ней происходит. Однако он настолько дурак, что начинает имитировать поиски. Не понятно зачем и почему, ведь никто рядом не против, если Сандро будет без разницы. Сандро Анна интересна лишь для приличия. Он будет ей говорить миловидные вещи о будущей помолвке, о своей любви, которую даже не надо доказывать, но ближе к концу мы поймем, что это он говорит каждой своей пассии. Его возбуждает подруга Анны- Сабрина, хоть он и не показывает ей знаков при Анне. Вместо того, чтобы все расставить по местам, он начинает насиловать себя, Анну и Сабрину, насиловать, конечно же, душу, хотя чем ближе развязка, тем больше его действия к девушкам и к миру заполняются физическим насилием. Таким образом проходит весь фильм. Пустые города, тщетные надежды, два главных героя. Сабрина и Сандро, два контраста.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сабрина- это жизнь, эмоции, истинный ореол всего светлого, но такого наивного и мятущегося между похотью и любовью. Сандро-это хладнокровие, как бы глупо не звучало, но он олицетворение мужланства и аллегория идиотизма. Весь путь он соблазняет Сандру, и та уже вовсе не сопротивляется, ведь она его, кажется, начинает любить. А что же получается? Обвеянная надеждами, ниспавшая ночью, она находит Сандро со шлюхой, тут уж никак не объяснится по-другому. Шлюха- грубое, жесткое слово, однако эту девушку, которая решила переспать с Сандро назвать по-другому нельзя. Мы ее видели раньше. В сцене с разрезанной юбкой. Она спит с кем-угодно, мнет тысячи лир своими изящными ножками, «писательница, в трансе соединяющаяся с Толстым и Достоевским». Чистое воплощение похоти и грязи. Но вместо пыла, вместо ярости, Сабрина растоптана. Очень метафоричен кадр, где она стоит напротив разрушенного здания церкви- идеальная передача ее внутреннего состояния.

кадр из фильма
кадр из фильма

Но называть Сандро идиотом до последних кадров, может только тот, кто сам идиот, кто не понимает всю тяжесть воли. Его слезы-его оправдание. Он беспомощен, и он кается, кается ,как может, понимает, что ему нет прощения, что его поступок все разрушил и больше никогда не восстановит, и от бессилия, от безволия он плачет. Как символична рука Сабрины, которая по-христиански прощает его.

кадр из фильма
кадр из фильма

Я не согласен с прощением, я не согласен с такой жизнью и думаю, что Антониони тоже. Музыка в конце вместо прощения дарит ужасающий стыд. Она производит кошмар, показывая, что наверное нет ничего хуже, чем такое всепрощение. Газета закрывается, Анна исчезла, создана новая ячейка общества-семья 60-ых: Сабрина и Сандро. Думаю они все же будут вместе, и именно такие семьи скоро породят свинцовые 70-ые- тяжелые годы Итальянского 20-го века.

кадр из фильма
кадр из фильма