Линейные корабли «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» являются одними из самых известных линкоров мира. Наряду с «Бисмарком», «Худом» и «Ямато» они знакомы большому количеству людей – даже тем, кто не слишком увлекается историей флота. Достаточно вспомнить хотя бы подписание акта капитуляции Японии (1945 г.) на борту линкора «Миссури», обстрелы с «Нью-Джерси» побережья Ливана (1983 г.), ракетные и артиллерийские удары по Ираку с «Миссури» и «Висконсина» (1991 г.). И дело здесь не только в их боевой истории или повышенном внимании к этим кораблям режиссеров Голливуда (молодое поколение могло оценить красоту этих линкоров в современных блокбастерах «В осаде» и «Морской бой»). Это действительно необычные корабли, в отношении которых часто используют такие определения, как «самые мощные корабли», «идеальные линкоры», «самые современные артиллерийские корабли».
Мы не будем оспаривать данную оценку или ее поддерживать, просто вспомним эти ЛК, рассмотрим их особенности и сделаем собственные выводы.
Говоря об особенностях проектирования ЛК типа «Айова», необходимо сразу отметить, что если еще могут существовать различные мнения о том, удалось ли американским кораблестроителям построить «самый совершенный линейный корабль», то в одном можно быть уверенным вполне определенно – американский флот в середине 1943 года смог реализовать свою давнюю мечту и получил «быстроходные линкоры». И это удалось довольно быстро. Действительно, после постройки большого количества медленных, но тяжело бронированных ЛК, с которыми США встретила окончание Первой мировой войны, после Вашингтонских договорных ограничений и последовавших за ними «линкорных каникул» американский флот постоянно выдвигал требования к созданию ЛК, обладающих как высокой скоростью хода, так и мощным бронированием, отвечающим стандартам того времени. Получив необходимый опыт при проектировании и постройке ЛК типа «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота», американские проектировщики и кораблестроители смогли создать достаточно сбалансированный корабль, хотя и не сразу.
К рассмотрению проектов приступили еще в начале 1938 года (во время выполнения проектировочных работ над «Саут Дакотой»), всего через полгода после принятия решения о постройке ЛК типа «Норт Кэролайн», имевших «стандартную» для того времени скорость хода в 27 узлов. Причем именно ЛК «Саут Дакота», в ходе проектирования которого Вашингтонские и Лондонские ограничения практически были сняты (что позволило проектировать ЛК водоизмещением не менее 45 000т), послужил «прототипом» для будущих «Айов». Изначально предлагалось достаточно простое решение, в основе которого лежала установка в корпусе «Саут Дакоты» еще одной трехорудийной башни с 406-мм орудиями и увеличение мощности машин для сохранения скорости в 27 узлов. Однако такая низкая скорость не соответствовала тактическим взглядам военно-морского руководства США, и работы по проектированию корабля продолжились.
Первые шесть проектов быстроходного линкора, представленные проектным отделом Бюро кораблестроения и ремонта в январе 1938 года, имели много общего: длина – 303 м, ширина – 33,5 м, скорость хода – 35,5 узлов, дальность плавания – 20 000 миль (при скорости хода 15 узлов), вооружение из двенадцати (4х3)-406-мм/50 орудий и двадцати (10х2)-127-мм/38 орудий. Отличались корабли только водоизмещением и мощностью машин, которые увеличивались от проекта А (водоизмещение стандартное – 49 354 т, полное – 59 218 т, мощность машин – 221 500 л.с.) до проекта F (50 949/61 700 т, 285 000 л.с.). Общим для всех этих проектов был и недостаток – очень слабое бронирование: главный броневой пояс – 210 мм, палубная броня – 58+19 мм, боевая рубка – 267 мм, лобовая часть башен главного калибра – 229 мм. Для сравнения, главный броневой пояс «Норт Кэролайн» – 305 мм, «Саут Дакоты» – 310 мм; не удивительно, что все эти проекты были отвергнуты.
В феврале 1938 года были представлены следующие проекты (варианты А, В, С) быстроходного ЛК. И на этот раз проектировщики решили не связывать себя никакими ограничениями: линкоры при скорости хода 32,5 узла получили главный броневой пояс толщиной 320 мм, главную броневую палубу – 127 мм, были вооружены двенадцатью 406-мм/50 орудиями (варианты В и С – девятью 406-мм/50 орудиями) и двенадцатью 152-мм/41 универсальными орудиями. Однако стоимость постройки и водоизмещение проектируемых кораблей значительно возросли: вариант А – 59 600/70 750 т, вариант В – 52 707/63 500 т, вариант С – 55 771/67 280 т, что и послужило причиной отклонения данных проектов.
Как часто бывает после отклонения таких, достаточно амбициозных, проектов, следующие были более консервативными. Конструкторы предложили вернуться к идее «тихоходного» ЛК со стандартным водоизмещением в 45 000 т. На этот раз им удалось в пределах выделенного лимита водоизмещения не только существенно увеличить бронирование линкоров (главный броневой пояс – 375 мм, боевая рубка – 533 мм, броневая палуба – 130+19 мм), но и установить двенадцать (4х3)-406-мм/50 орудий (проекты июнь-июль 1938 года) и девять (3х3) 457-мм/48 орудий (проект апреля 1938 года)! При этом кораблям обеспечивалась скорость не ниже 27 узлов, тем самым они превосходили по совокупности параметров уже спроектированные «Норт Кэролайн» и «Саут Дакоту».
Если бы на тот момент в распоряжении американских проектировщиков и моряков были точные сведения о японском «Ямато» с его 460-мм орудиями и скоростью в 27 узлов, кто знает, может быть, ЛК типа «Айова» были бы совершенно иными. Но имевшаяся информация о параметрах японских суперлинкоров не вызывала особого беспокойства, и американские конструкторы продолжили поиски баланса боевых характеристик проектируемых кораблей. Дальнейшие проектные работы были снова сконцентрированы на создании быстроходного ЛК, но с учетом ограничения стандартного водоизмещения в пределах 45 000 т, при этом конструкторы максимально старались использовать решения, уже опробованные в проекте «Саут Дакоты». В итоге в апреле 1938 года на заседании Генерального совета были рассмотрены еще четыре новых проекта, представлявшие собой различные варианты усовершенствования ЛК типа «Саут Дакота», имевшие несколько большие размеры и водоизмещение, а также скорость в 32,5-33 узла. Количество и калибр орудий ГК также повторяли прототип, однако в трех из четырех предложенных проектах устанавливались новые, более мощные 50-ти калиберные 406-мм орудия.
Именно эти три варианта с новыми 406-мм/50-калиберными орудиями и были взяты за основу при формировании тактико-технического задания на строительство нового быстроходного ЛК, который и стал в дальнейшем «Айовой». Были проведены работы по объединению данных проектов и решению трех основных вопросов: разработка и размещение новых 406-мм/50 орудий; совершенствование бронирования корабля (обеспечение эффективной защиты против снарядов 406-мм/45 орудий «Саут Дакоты»); поиск оптимальных размерений для новых ЛК, чтобы и водоизмещение было не слишком большим, и Панамский канал был преодолим, и место для многочисленной артиллерии ПВО было достаточно.
В результате, в начале июня был утвержден следующий проект быстроходного ЛК: водоизмещение – 44 560/55 710 т, длина по ватерлинии – 262,13 м (860 футов), ширина максимальная – 32,99 м, скорость хода максимальная – 33 узла, дальность плавания – 15 000 миль (при скорости 15 узлов); бронирование: главный броневой пояс – 375 мм, главная броневая палуба – 130+20 мм; артиллерийское вооружение – девять (3х3)-406-мм/50 орудий, двадцать (10х2)-127-мм/38 универсальных орудий, двенадцать (3х4)-28-мм/75 автоматов и двенадцать 12,7-мм зенитных пулеметов. К январю 1939 года были закончены все проектировочные работы, и начался процесс размещения заказов на новые корабли.
Решение о строительстве первых двух ЛК (ВВ-61 «Айова» и ВВ-62 «Нью-Джерси») Конгресс принял 17 мая 1939 года, а уже через два месяца – 6 июля 1939 года был утвержден план строительства еще двух линкоров (ВВ-63 «Миссури» и ВВ-64 «Висконсин»). А через год, летом 1940 года – еще двух ЛК такого типа (ВВ-65 «Иллинойс» и ВВ-66 «Кентукки»).
Для постройки «Айовы» и «Миссури» была выбрана военно-морская верфь в Нью-Йорке (New York Navy Yard), для «Нью-Джерси», «Висконсина» и «Иллинойса» – военно-морская верфь в Филадельфии (Philadelphia Navy Yard), для «Кентукки» – в Норфолке (Norfolk Navy Yard). Может быть, именно этой особенностью можно объяснить тот факт, что по отдельным параметрам корпуса ЛК имели некоторые отличия (табл. 1).
Строительство первых четырех линкоров было организовано достаточно оперативно, более того, три из четырех ЛК были закончены со значительным опережением графика, например «Висконсин» был сдан флоту на 14 месяцев раньше срока! (табл. 2). В то же время, два последних корабля («Кентукки» и «Иллинойс») не были достроены – сначала этому помешала необходимость использовать верфи для других заказов, а затем окончание войны и смена приоритетов заставили по-иному оценить необходимость достройки этой пары ЛК. В результате флот США получил «только» четыре быстроходных ЛК типа «Айова», которые и стали последними американскими линкорами.
Как мы видим, ЛК типа «Айова» вступали в строй в ходе Второй мировой войны, практически на ее завершающем этапе. В связи с этим особой необходимости в проведении серьезных модернизаций на этих вновь построенных кораблях не было. Все механизмы и системы были современны и надежны, обладали полным ресурсом, орудийные системы были только приняты на вооружение, бронирование также не вызывало нареканий (да и соперников, которые смогли бы проверить эффективность бронирования новых кораблей уже не было на Тихом океане).
Поэтому неудивительно, что все модернизации линкоров, проведенные в годы войны, касались только двух направлений: увеличение мощности зенитного вооружения; установка (по мере разработки) более совершенного радиоэлектронного оборудования, в первую очередь РЛС для обнаружения целей и управления огнем.
Напомним, что по проекту зенитная артиллерия ближнего боя должна была включать только 12 - 28-мм автоматов и двенадцать 12,7-мм зенитных пулеметов. Однако фактическое количество зенитных пушек было намного больше. Так, на момент ввода в строй в феврале 1942 года линкор «Айова» имел шестьдесят (15х4)-40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и шестьдесят (1х1)-20-мм зенитных автоматов «Эрликон». В ходе последующих небольших модернизаций количество 40-мм автоматов увеличили до семидесяти шести (19х4), а количество одноствольных «Эрликонов» сначала сократили до пятидесяти двух стволов, а затем увеличили за счет установки восьми спаренных автоматов (табл. 3). На остальных трех ЛК изменение зенитного вооружения было проведено только весной 1945 года за счет добавления восьми спаренных 20-мм автоматов «Эрликон».
По уровню радиоэлектронного оснащения на момент вступления в строй линкоры типа «Айова» уже считались самыми лучшими в мире боевыми кораблями. Однако они отличались друг от друга «типовым» набором радиоэлектронного оборудования, и в течение первых лет боевой службы были предприняты попытки по выравниванию их возможностей по данному показателю.
Наибольшие изменения в составе радиоэлектронного оборудования в годы Второй мировой войны были проведены на ЛК «Айова», «Нью-Джерси» и «Висконсин». В начале 1945 года на эти корабли установили РЛС типа SR, которая вместе с радаром SK (SK-2) обеспечивала более эффективное обнаружение воздушных целей (по высоте – до 6 100 м на дистанции 80 миль). Кроме этой РЛС на «Айову» и «Нью-Джерси» установили легкие РЛС обнаружения надводных целей SU, разработанные ранее для эскортных миноносцев. Еще одним изменением в этот же период для «Нью-Джерси» стала замена радара для обнаружения надводных целей SK на SK-2.
Следующими изменениями, которые коснулись этой «троицы», стала замена радаров Мк8, которыми были оснащены командно-дальномерные посты (КДП) Мк 38 для орудий ГК, на радары Мк 13. Также на двух линкорах (ВВ-61«Айова» и ВВ-62 «Нью-Джерси») были заменены радары Мк 4 для управления стрельбой орудий универсального калибра на радары Мк 12/22 (на другой паре ЛК такие радары были установлены еще в ходе постройки). Перечисленные изменения, как мы видим, практически не коснулись «Миссури» – данный корабль уже изначально имел самые современные радиоэлектронные системы и не нуждался в их замене.
В дальнейшем, после окончания Второй мировой войны ЛК типа «Айова» неоднократно модернизировались, получив даже управляемое ракетное оружие, но это уже иная эпоха, иные корабли. Интересный факт – корабли, спроектированные в конце 30-х годов и построенные в начале 40-х годов XX века, более 50 лет несли боевую службу и в настоящее время находятся на плаву, позволяя наглядно оценить заложенные в них мастерство кораблестроителей и боевой потенциал.
Литература:
1. Friedman N. US Battleships: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 1985. – 479 с.
2. Апальков Ю.А. Линейные корабли ВМС США типа «Айова»: создание, боевое использование, конструкция /Ю.А.Апальков. – М.: ТМ, – 1995. – 28 с.
3. Балакин С.А., Дашьян А.В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, – 2006. – 256 c.
4. Балакин С.А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин»/ С.А.Балакин. – М.: Коллекция: Яуза: Эксмо, – 2009. – 128 с.
5. Балакин С.А. Линкоры типа «Айова» /С.А. Балакин //- Морская коллекция, спецвыпуск № 1. – 2003. – 72 с.
6. Дашьян А.В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. – М.: Яуза, ЭКСМО, – 2013. – 416 c.
7. Линкоры США. Часть 1 /сост. Иванов С.В.// – Война на море, – № 12. – 2005. – 52 с.
8. Линкоры США. Часть 2 /сост. Иванов С.В.// - Война на море, № 13 - 2005. – 52 с.
9. Чаусов В.Н. Линкоры типа «Саут Дакота» /В.Н. Чаусов//- Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2005. – 64 с.