Как известно, многие режиссёры начинают свой творческий путь с короткометражного кино. Некоторые же из них выбирают короткий метр основным форматом своего творчества. Мы составили для вас подборку короткометражных фильмов классиков мирового кинематографа, чьи полнометражные работы знакомы каждому, однако короткометражки также заслуживают внимания.
Андалузский пёс (1929)
ЧТО: дебютный короткометражный фильм Луиса Бунюэля («Дневная красавица»), снятый по сценарию, написанному им вместе с Сальвадором Дали по мотивам их сновидений
О ЧЁМ: о сюрреалистичной природе образов и персонажей, появляющихся во сне
ЗАЧЕМ: ради знаменитой сцены с глазом, неоднократно цитировавшейся в популярной культуре; ради запоминающихся образов и не поддающегося логическому объяснению поведения героев; найти среди персонажей фильма самого Дали
КОМУ НЕЛЬЗЯ: ищущим внятное повествование; особо впечатлительным; страдающим синдромом поиска глубинного смысла __________________________________________________________________________________________
Соло (1980)
ЧТО: короткометражный дебют Константина Лопушанского с Николаем Гринько («Сталкер», «Солярис»), признанный лучшим фильмом о блокаде Ленинграда по версии целого ряда кинокритиков
О ЧЁМ: об одном дне «на грани» солиста симфонического оркестра, который готовится дать концерт в умирающем от голода Великом городе, несмотря ни на какие тяготы и трудности
ЗАЧЕМ: побывать в блокадном городе с подробной (неудобной советскому руководству) детализацией того времени; увидеть великий и культурный подвиг народа; наконец познакомиться с 5-ой симфонией Чайковского
КОМУ НЕЛЬЗЯ: советскому руководству, которое допустило окружение Ленинграда; любителям шуточек про мученически умиравших от голода людей; противникам поэтики, навеянной Тарковским, который лично отобрал режиссёра фильма себе в ассистенты на «Сталкер» __________________________________________________________________________________________
Настя и Егор (1987)
ЧТО: вторая студенческая полудокументальная работа Алексея Балабанова
О ЧЁМ: о становлении и буднях легенд сначала Свердловского рок-клуба, а затем и рока всея Руси на фоне семейных взаимоотношений Насти Полевой и Егора Белкина, перекликающихся с их забойными мемуарами
ЗАЧЕМ: «понюхать» запал рока вне зажравшихся Москвы и Ленинграда; оценить расстановку сил в супружеской жизни меж семьи и группы; посмотреть на милую Настю и юного Егора Белкина, пьющего с Пантыкиным (да-да, это леджендари легендс!)
КОМУ НЕЛЬЗЯ: соратникам войска из страны «Рок-музыка молодости наших родителей ***», ярым противникам рока, нетерпимым к чёрно-белой документальной манере повествования, идеалистам (которые «или это документалка, или это художество, третьего нет!») __________________________________________________________________________________________
День рождения моего лучшего друга (1987)
ЧТО: самый первый (ещё до «Бешеных псов»), короткометражный и незавершённый фильм Квентина Тарантино, где он сам сыграл одну из главных ролей
О ЧЁМ: о том, как добрый друг решает утешить своего грустного друга в день его рождения, сняв для товарища проститутку, но всё идёт не так, когда появляется злой сутенёр — владелец шаловливой дамы
ЗАЧЕМ: увидеть, с чего начинался гений; похохмить над Тарантинычем в образе фаната Элвиса Пресли; пофантазировать, какое могло бы кино получиться, если бы его завершили
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кому не понравился новый фильм Квентина Тарантино; тем, кто всё равно считает первым фильмом Ка; тем, кто будет это с пеной у рта доказывать в комментариях __________________________________________________________________________________________
Шестизарядный (2004)
ЧТО: короткометражный фильм Мартина МакДоны («Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») с Бренданом Глисоном («28 дней спустя», «Голгофа»), за который режиссёр получил «Оскар» в категории «Лучший короткометражный фильм»
О ЧЁМ: о мужчине, который, узнав о смерти своей жены, отправляется домой и встречает в поезде наглого матерящегося парня, с которым, однако, у него завязывается диалог
ЗАЧЕМ: посмотреть, как автор умело сочетает драму и комедию; оценить, как короткометражное кино может легко переплюнуть по крутости львиную долю полнометражек; увидеть наглядную демонстрацию того, как коровы влияют на изменение климата
КОМУ НЕЛЬЗЯ: чувствительным людям; пережившим недавно утрату; тем, кто не ценит чёрный юмор; кроликам