Найти тему

Утешительница заблудших путников

В 1977 году храмовый комплекс Музея деревянного зодчества города Суздаля пополнился часовней, перевезённой из деревни Бедрино Ковровского района. По словам местных старожилов, она была построена в 1880-е годы.

П. Сухов. Часовня из деревни Бедрино, Ковровский район. Музей деревянного зодчества
П. Сухов. Часовня из деревни Бедрино, Ковровский район. Музей деревянного зодчества

Смотришь на это небольшое восьмигранное сооружение с шатровым покрытием, напоминающее сторожевую башню, и невольно восхищаешься. Потому что рубились такие постройки мастерами, как и храмы, с любовью, «как красота и мера скажут».

Часовни, в отличие от церквей, не имели алтаря и строились в городах, деревнях, на кладбищах, на развилках дорог, у святых источников, в память о каких-то событиях. Здесь можно было поставить свечку, помолиться перед иконой.

Часовня во имя Св. Николая Чудотворца близ погоста Нередич-Никольского Ковровского уезда. Литография из книги И.А. Голышева «Старинные деревянные храмы Владимирской губернии». 1879
Часовня во имя Св. Николая Чудотворца близ погоста Нередич-Никольского Ковровского уезда. Литография из книги И.А. Голышева «Старинные деревянные храмы Владимирской губернии». 1879

Типологии этих очень распространённых на Руси строений самые разные, и ни одна не повторяла в точности другую – у каждой была своя особинка.

Часовня близ г. Мурома. Литография из книги И.А. Голышева «Старинные деревянные храмы Владимирской губернии». 1879
Часовня близ г. Мурома. Литография из книги И.А. Голышева «Старинные деревянные храмы Владимирской губернии». 1879

Самыми лаконичными и скромными были часовни-обыденки. Они назывались так потому, что, при наличии определенных умений и навыков, их можно было собрать одним днём. В разобранном виде такие часовни даже продавались на специальных щепных базарах. Базары эти напоминали гигантское Лего, ибо любую деревянную постройку, предварительно промаркировав брёвна по порядку и по сторонам света, можно раскатать по брёвнышку и собрать на новом месте. Например, изба могла быть неоднократно перевезена, про неё так и говорилось – перекатанная.

По ряду обстоятельств, план В.М. Анисимова по перемещению памятников деревянного зодчества в музей под открытым небом с целью сохранения и показа, был выполнен не полностью. К примеру, ещё одним экспонатом могла стать небольшая часовенка из г. Меленки, находившаяся на территории районной больницы, ныне, к сожалению, утраченная.

Часовня из г. Меленки. Материалы экспедиции по выявлению объектов народной деревянной архитектуры. Владимир, 1970 год.
Часовня из г. Меленки. Материалы экспедиции по выявлению объектов народной деревянной архитектуры. Владимир, 1970 год.

Вполне можно представить себе радость и благоговение усталых путников, сбившихся ночью с дороги, когда они видели вдруг свет лампадки или свечи в таком маленьком Божьем доме.

Старший научный сотрудник историко-этнографического отдела ГВСМЗ

Надежда Максимова

Выставки и экспозиции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника в данный момент закрыты в связи с мерами предосторожности против распространения коронавирусной инфекции. Но после окончания карантина мы ждём вас в музее. И, конечно же, в Музее деревянного зодчества, где вы сможете погрузиться в атмосферу прошлого и увидеть такие простые и одновременно удивительные вещи.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!