Странно, но последняя моя поездка в Париж оказалась как-то уж очень тесно связанной с историческими памятниками средневековья. Началось все с Латинского квартала и острова Сите, великолепной Сент-Шапель и скучноватого Консьержери, продолжилось рыцарскими залами в музее армии, Весенском замке и закончилось готикой Руана и Страсбурга. Самым непонятным в этом списке оказался Венсен.
Что и говорить, опять все было спонтанно, опять посещение не планировалось, но так уж получилось — только-только разгоралась коронавирусная истерия и приходилось довольствоваться тем, что находилось в открытом доступе. К тому же после разочарования Консьержери я уже особо не на что не надеялась.
Немного истории.
Венсенксий замок, вернее то, что осталось от него сейчас, вряд ли может претендовать на звание уникальной достопримечательности. Но свой особый шарм у него конечно есть (как и у всего во французской столице), как и у его величественного донжона, ставшего самым высоким фортификационным сооружением своего времени.
Собственно, как такового замка в Венсене уже нет. Ранее в эпоху Валуа это была величественная прямоугольная громада, центральная резиденция французских монархов. Здесь они жили, здесь умирали, здесь же прятались в годы многочисленных религиозных и гражданских смут за толстыми стенами и рвом, который сохранился до сих пор, правда уже как исключительно декоративный элемент.
Величественный донжон, шесть крепостных башен так же часто становились вынужденным «домом» для королевских узников. И хотя формально они находились здесь в качестве пленников, условия содержания их были поистине королевскими: многим разрешали даже охотится, а некоторые селились в «казематах» замка с семьями и слугами. Одним из таких знатных узников был в свое время и будущий основатель новой династии Бурбонов — Генрих IV.
Потом настало новое время, крепостные стены, серость и строгость архитектуры замка «вышли из моды» — новым абсолютным монархам уже не было нужды прятаться. Центр королевской жизни переместился в Версаль. Один из создателей которого — Луи Лево, по иронии судьбы стал последним, кто внес архитектурные новшевства в «ансамбль» Венсенского замка: по приказу Людовика XIV именно он построил два новых павильона для кардинала Мазарини и королевы матери.
Однако, не пропадать же добру — территория замка очень быстро трансформировалась в тюрьму, казарму и место казни политических преступников. В этом грустном качестве он просуществовал вплоть до средины XX века — немецкие фашисты были последними, кому довелось провести казнь в стенах замка.
И наконец в современную эпоху здесь разместились архивы Министерства обороны и Исследовательский центр истории национальной обороны.
А что сейчас...
Казалось бы — интересная и примечательная история: сколько эпох, сколько личностей оставило свой след в этом месте (начиная от средневековых монархов и заканчивая Матой Хари, которая так же была казнена именно здесь в 1917 году). Какую интересную экспозицию можно было бы сделать, как обыграть...но нет — опять как и в Консьержери угрюмые серые стены, пустые залы...
При этом, как бы в насмешку в некоторых помещениях донжона реставраторы оставили часть росписи, которая покрывала помещения замка, делала их живыми. Их решили не восстанавливать, а проецировать на стены с помощью проектора… По мне — получилось не очень…
Суровая средневековая архитектура абсолютно не гармонирует с новшествами современной эпохи. Тем более, что при посещении замка я ожидала совсем ни этого — хотелось ведь увидеть кусочек средневековой реальности, прикоснуться к историческому прошлому. В такой обстановке шипение проекторов и монотонные голоса дикторов из динамиков — скорее раздражали.
Там, где этого всего не было — в единичных комнатах, на крутых витых лестницах, крытых переходах и галереях, было по-своему красиво. И даже первоначальная ограниченность экспозиции, стала казаться какой-то формой эстетики: в конце-концов, холодный камень донжона, серые камеры узников, узкие окошки-бойницы, толстые стены, - все-таки позволяли пусть и не прочувствовать атмосферу средневековья, но хотя бы ощутить легкое дуновение той жестокой эпохи.
Кстати, если уж говорить о замке как о тюрьме, то и в этом качестве производимое им впечатление сильно меркнет в сравнении с масштабами воистину пугающих казематов Петропавловской крепости - мы ведь во всем стремились быть «лучше» европейцев.
Помимо своеобразной какой-то строгой, суровой, воинственной красоты средневекового донжона (хотя 14 век, к эпохе которого относится его сооружение, не такое уж глубокое средневековье), особенно заметной снаружи, на территории бывшего замка есть и место, наделенное красотой истинно готической архитектуры.
Это место - святая капелла замка, так же построенная в 14 веке и долгое время бывшая королевской церковью. В отличии от одноименной жемчужины острова Сите (о ней можно подробно прочитать здесь) эта часовня не так известна и не так красива, но не менее примечательна.
Здесь так же есть прекрасные витражи, их правда меньше и сделаны они уже в 16 веке, а значит к эпохе готики не имеют ни малейшего отношения. Такое же прекрасное окно-роза украшает центральный фасад и так же стройные готические шпили стремятся куда-то ввысь, странно контрастируя с массивностью донжона.
Но в отличии от часовни Людовика святого, эта капелла имеет всего один уровень, а потому помещение кажется больше, значительнее и светлее. Правда свет этот не теплый и цветной, а тусклый и холодный. Из-за чего кажется, что белому, изящному помещению капеллы так же как и замку, вернее — донжону, не хватает чего-то живого.
В целом ощущения у меня от этого места остались двойственные. С одной стороны — оно по-своему красивое и в определенной степени атмосферное, но с другой — очень холодное, пустое и какое-то не живое. Кажется, что замок просто застыл в вечном ожидании конца или надежды.
И хотя его попытались оживить — создали вокруг английский парк, постепенно слившийся с венсенским лесом, разместили рядом зоопарк, - получилось только хуже. Теперь серая, безмолвная громада донжона угрюмо взирает на зеленые гущи венсенского леса: с одной стороны — радостные возгласы детей, звуки машин, скрип велосипедов, а с другой — холодный, молчаливый камень. С одной стороны — хрупкий мир, наполненный жизнью, а с дугой — вечный памятник его ошибкам и вечное напоминание о его хрупкости...
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Если вы хотите увидеть ещё что-нибудь красивое, возможно вам будут интересны другие статьи моего канала, посвящённые путешествиям и достопримечательностям: французской весне,Страсбургу, Руану, красивейшим французским садам и паркам (Живерни и Этрета), или роскошным достопримечательностям Парижа - знаменитойОпере Гарнье и великолепному MAD