Найти тему
В поисках красоты

🌺Венсенский замок - рассказываю почему он меня разочаровал

Оглавление

Странно, но последняя моя поездка в Париж оказалась как-то уж очень тесно связанной с историческими памятниками средневековья. Началось все с Латинского квартала и острова Сите, великолепной Сент-Шапель и скучноватого Консьержери, продолжилось рыцарскими залами в музее армии, Весенском замке и закончилось готикой Руана и Страсбурга. Самым непонятным в этом списке оказался Венсен.

Что и говорить, опять все было спонтанно, опять посещение не планировалось, но так уж получилось — только-только разгоралась коронавирусная истерия и приходилось довольствоваться тем, что находилось в открытом доступе. К тому же после разочарования Консьержери я уже особо не на что не надеялась.

Венсенский замок. Донжон
Венсенский замок. Донжон

Немного истории.

Венсенксий замок, вернее то, что осталось от него сейчас, вряд ли может претендовать на звание уникальной достопримечательности. Но свой особый шарм у него конечно есть (как и у всего во французской столице), как и у его величественного донжона, ставшего самым высоким фортификационным сооружением своего времени.

Собственно, как такового замка в Венсене уже нет. Ранее в эпоху Валуа это была величественная прямоугольная громада, центральная резиденция французских монархов. Здесь они жили, здесь умирали, здесь же прятались в годы многочисленных религиозных и гражданских смут за толстыми стенами и рвом, который сохранился до сих пор, правда уже как исключительно декоративный элемент.

Величественный донжон, шесть крепостных башен так же часто становились вынужденным «домом» для королевских узников. И хотя формально они находились здесь в качестве пленников, условия содержания их были поистине королевскими: многим разрешали даже охотится, а некоторые селились в «казематах» замка с семьями и слугами. Одним из таких знатных узников был в свое время и будущий основатель новой династии Бурбонов — Генрих IV.

Потом настало новое время, крепостные стены, серость и строгость архитектуры замка «вышли из моды» — новым абсолютным монархам уже не было нужды прятаться. Центр королевской жизни переместился в Версаль. Один из создателей которого — Луи Лево, по иронии судьбы стал последним, кто внес архитектурные новшевства в «ансамбль» Венсенского замка: по приказу Людовика XIV именно он построил два новых павильона для кардинала Мазарини и королевы матери.

Один из корпусов Луи Лево в Венсенском замкеэ
Один из корпусов Луи Лево в Венсенском замкеэ

Однако, не пропадать же добру — территория замка очень быстро трансформировалась в тюрьму, казарму и место казни политических преступников. В этом грустном качестве он просуществовал вплоть до средины XX века — немецкие фашисты были последними, кому довелось провести казнь в стенах замка.

И наконец в современную эпоху здесь разместились архивы Министерства обороны и Исследовательский центр истории национальной обороны.

А что сейчас...

Казалось бы — интересная и примечательная история: сколько эпох, сколько личностей оставило свой след в этом месте (начиная от средневековых монархов и заканчивая Матой Хари, которая так же была казнена именно здесь в 1917 году). Какую интересную экспозицию можно было бы сделать, как обыграть...но нет — опять как и в Консьержери угрюмые серые стены, пустые залы...

При этом, как бы в насмешку в некоторых помещениях донжона реставраторы оставили часть росписи, которая покрывала помещения замка, делала их живыми. Их решили не восстанавливать, а проецировать на стены с помощью проектора… По мне — получилось не очень…

Суровая средневековая архитектура абсолютно не гармонирует с новшествами современной эпохи. Тем более, что при посещении замка я ожидала совсем ни этого — хотелось ведь увидеть кусочек средневековой реальности, прикоснуться к историческому прошлому. В такой обстановке шипение проекторов и монотонные голоса дикторов из динамиков — скорее раздражали.

Там, где этого всего не было — в единичных комнатах, на крутых витых лестницах, крытых переходах и галереях, было по-своему красиво. И даже первоначальная ограниченность экспозиции, стала казаться какой-то формой эстетики: в конце-концов, холодный камень донжона, серые камеры узников, узкие окошки-бойницы, толстые стены, - все-таки позволяли пусть и не прочувствовать атмосферу средневековья, но хотя бы ощутить легкое дуновение той жестокой эпохи.

План Венсенского замка
План Венсенского замка
Кстати, если уж говорить о замке как о тюрьме, то и в этом качестве производимое им впечатление сильно меркнет в сравнении с масштабами воистину пугающих казематов Петропавловской крепости - мы ведь во всем стремились быть «лучше» европейцев.

Помимо своеобразной какой-то строгой, суровой, воинственной красоты средневекового донжона (хотя 14 век, к эпохе которого относится его сооружение, не такое уж глубокое средневековье), особенно заметной снаружи, на территории бывшего замка есть и место, наделенное красотой истинно готической архитектуры.

Это место - святая капелла замка, так же построенная в 14 веке и долгое время бывшая королевской церковью. В отличии от одноименной жемчужины острова Сите (о ней можно подробно прочитать здесь) эта часовня не так известна и не так красива, но не менее примечательна.

Здесь так же есть прекрасные витражи, их правда меньше и сделаны они уже в 16 веке, а значит к эпохе готики не имеют ни малейшего отношения. Такое же прекрасное окно-роза украшает центральный фасад и так же стройные готические шпили стремятся куда-то ввысь, странно контрастируя с массивностью донжона.

Но в отличии от часовни Людовика святого, эта капелла имеет всего один уровень, а потому помещение кажется больше, значительнее и светлее. Правда свет этот не теплый и цветной, а тусклый и холодный. Из-за чего кажется, что белому, изящному помещению капеллы так же как и замку, вернее — донжону, не хватает чего-то живого.

Донжон и Сент-Шапель, Венсенский замок
Донжон и Сент-Шапель, Венсенский замок

В целом ощущения у меня от этого места остались двойственные. С одной стороны — оно по-своему красивое и в определенной степени атмосферное, но с другой — очень холодное, пустое и какое-то не живое. Кажется, что замок просто застыл в вечном ожидании конца или надежды.

И хотя его попытались оживить — создали вокруг английский парк, постепенно слившийся с венсенским лесом, разместили рядом зоопарк, - получилось только хуже. Теперь серая, безмолвная громада донжона угрюмо взирает на зеленые гущи венсенского леса: с одной стороны — радостные возгласы детей, звуки машин, скрип велосипедов, а с другой — холодный, молчаливый камень. С одной стороны — хрупкий мир, наполненный жизнью, а с дугой — вечный памятник его ошибкам и вечное напоминание о его хрупкости...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Если вы хотите увидеть ещё что-нибудь красивое, возможно вам будут интересны другие статьи моего канала, посвящённые путешествиям и достопримечательностям: французской весне,Страсбургу, Руану, красивейшим французским садам и паркам (Живерни и Этрета), или роскошным достопримечательностям Парижа - знаменитойОпере Гарнье и великолепному MAD

-12