Найти тему

Путешествие по мартовскому Алтаю. Часть 11.

Часть 1 ... Часть 2 ... Часть 3 ... Часть 4 ... Часть 5 ... Часть 6

Часть 7 ... Часть 8 ... Часть 9 ... Часть 10

Наше виртуальное путешествие по мартовскому Алтаю близится к завершению. Я думал, что эта часть будет предпоследней, но получается, что всего частей будет 14.

В первой части мы побывали В Советском и Алтайском районах Алтайского края, во второй начали путешествие по Чуйскому тракту, с третьей по девятую были за перевалом Чике-Таман, а в десятой совершили поездку по Чемальскому тракту.

Сегодня мы отправимся ещё по одному тракту - Телецкому. Именно так называется дорога Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск. Около села Верх-Бийск Телецкий тракт выходит на дорогу Бийск - Турочак - Артыбаш, с которой через несколько километров есть ответвление к сёлам Чуйка, Бийка и Яйлю . Вот в Яйлю мы и направляемся.

Дорога до районного центра Чоя идёт между невысоких гор, покрытых лесами, по широким долинам с лугами, полями и множеством деревень - на 60-километровом участке до Чои около десятка населённых пунктов.

...

На Карасукском перевале - граница Майминского и Чойского районов.

-2

В Чое мы пересекаем по мосту речку Иша и некоторое время едем по её долине. Километров через 10 Иша уходит в сторону, а тайга подступает к обочинам дороги. Места становятся более дикими. На 50 километрах от Чои до моста через Бию всего две деревни - Советское и Ускуч. В окрестностях Ускуча тайга отступает, опять появляются луга и поля, но проехав село, мы снова движемся по таёжной дороге до самой Бии. За Ускучем дорога снова идёт вдоль Иши и несколько раз (раза три) её пересекает, в последний раз где-то возле самого истока.

Это та самая речка Иша, которую вы пересекаете, когда едете по Чуйскому тракту из Бийска в Майму - одна из самых тёплых рек Алтая. Только там вы её пересекаете в километре от впадения в Катунь, а здесь возле истока в 7 километрах от Бии.

-3

Переезжаем по мосту Бию, останавливаемся около кафе и идём на мост.

Около моста на берегу Бии находится село Верх-Бийск.

-5

Арт-объект - русская печь:

Если кафе работает (зимой - не всегда), можно пообедать или просто купить блинчиков с ягодной начинкой. Ещё один базарчик с блинчиками был за несколько километров до моста (тоже зимой может не работать).

-7

Поворачиваем направо в сторону Артыбаша и едем несколько километров до поворота на Бийку.

Сворачиваем в сторону Бийки. Асфальт остался за спиной. Да какой асфальт - большую часть дороги мы ехали по снежному накату поверх асфальта, а теперь нам предстоит ещё 70 километров через тайгу по снежному накату поверх гравийки.

-9

Дорога идёт по долине реки Тулой, а на полпути до Бийки переваливает в долину Чуйки. Поначалу растительность вокруг представлена, в основном, лиственными породами, ёлки в большом количестве появляются вблизи перевала и за ним. На дороге, в её начале, часто можно увидеть оставленные рыбаками машины, а встретить по пути до Бийки пять-шесть лесовозов, а то и больше - дело вполне обычное.

Белый снег, синее небо, зелёные пихты, красно-оранжевые ветки берёзы и ивы - вот такая таёжная мартовская цветовая гамма.

-11

-12

-13

Три четверти пути до Бийки, пересекаем речку Чуйку. За мостом поворот направо в одноимённую деревню, а нам прямо.

-15

Село Бийка было основано в 1932 году в месте впадения речки Бийка в реку Клык как посёлок золотодобытчиков. В конце 50-х годов здесь был создан леспромхоз и до сей поры основное занятие жителей - лесозаготовка и деревообработка.

В магазинах села можно купить свежий деревенский хлеб. В Яйлю вы хлеб в магазине не купите, там жители пекут для себя сами.

А ещё здесь любят кататься на лыжах. Не на горных, не на охотничьих, а на беговых. Прям какая-то деревня лыжников. Катаются все, и дети и взрослые. Бывает выезжаешь на дорогу в сторону Яйлю, а навстречу или попутно - какая нибудь местная жительница в почтенных годах коньковым ходом... :).

-17

Столбик 20 километров - километраж от Яйлю.

-18

...

Дорога от Бийки в Яйлю идёт вдоль реки Клык, и она значительно уже, чем до Бийки. Когда хорошо почищена, встречным легковым ещё можно как-то разъехаться, а вот если грузовик встретится... Средняя скорость здесь 20-30 км/ч.

-19

-21

...

На перевале Клык.

-22

С перевала Клык открывается первый вид на Телецкое озеро. Чуть ниже, на спуске, не так давно сделали смотровую площадку, вид с неё отличный, но место для остановки машины очень неудобное и неприметное с дороги, особенно зимой.

Озеро в марте может выглядеть по разному. Может так:

2014 год
2014 год

или так...

Вид со смотровой площадки. Зеркальный лёд. 2019 год.
Вид со смотровой площадки. Зеркальный лёд. 2019 год.

или вот так:

За последние 10 лет Телецкое озеро в районе Яйлю не замерзало в 2016, 2017 и 2020 годах. Зеркальный лёд, похожий на байкальский устанавливался в 2011, 2018, 2019 годах. В 2010 и 2018 годах озеро замерзало полностью, включая его южную часть.

С перевала начинается крутой спуск к озеру, зимой без полного привода заехать обратно будет практически нереально. После спуска путь нам преграждает КПП со шлагбаумом - мы въезжаем на территорию заповедника, отмечаемся и через несколько минут въезжем в село.

2016 год. Сейчас въезд в Яйлю выглядит немного по-другому -сделали вполне приличные железные ворота.
2016 год. Сейчас въезд в Яйлю выглядит немного по-другому -сделали вполне приличные железные ворота.

Вот такой плакат висел в 2016 году на въезде в Яйлю... но недолго.

-27

В следующей части нашего виртуального путешествия мы походим по льду Телецкого озера, когда он есть и покатаемся на лодке, когда льда нет. И всё это в марте.

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках.

-28

Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора