Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 25. Рассказываем о телепрограмме

Оглавление

Тема: Особенности передачи содержания телепрограмм.

Цели:

1. Научить пересказывать телевизионные программы.

2. Познакомить с новыми приёмами развития речи.

Оборудование:

ручка, тетрадь

Ход:

I. Речевая разминка

Упражнение 1. И.П. (исходное положение) Встать ровно, расправить плечи (не поднимать в процессе дыхания!), голову держать прямо, улыбаться. По сигналу учителя – глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка дыхания – ладонь переворачивается книзу, выдох – рука опускается вниз.

Упражнение 2. И.П. то же. На счет 1-2 глубокий вдох. На «раз» задержка дыхания. Выдох – плавный счет от одного до трех, от 1 до 5, от 1 до 7 и т.д. Увеличивать счет на выдохе рекомендуется через день.

Упражнение 3. И.П. то же. На счет 1-3 глубокий вдох. На выдохе протяжное произнесение гласных звуков (звуки берутся любые, причем постепенно увеличивается количество звуков, произносимых на выдохе).

Упражнение 4. И.П. то же. Сделав глубокий вдох, на выдохе произносятся гласные звуки (любые по выбору учителя), к каждому звуку прибавляется согласный [г] или [н] или др.

Упражнение5. И.П. то же. По сигналу учителя учащиеся делают короткие вдохи до полного наполнения легких воздухом. Затем медленный плавный выдох на звуках [ф],[с],[ш] (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки берутся любые.

Упражнение 6 - «Задуй свечу!». И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить мысленно перед собой свечу (можно использовать в качестве свечи полоску бумаги ). Сделав глубокий вдох, с силой подуть на свечу так, чтобы потушить пламя.

Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Упражнение 7- «Бросим мяч!». И.П. то же. Вдохнули, на выдохе наклоняемся и «поднимаем» мяч, еще один вдох – выпрямляемся, резкий выдох – «бросаем» мяч.

Упражнение 8 – «Подуй на листочек!». И.П. то же. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

Упражнение 9 – «Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].

Упражнение 10. И.П. то же. На выдохе пословица, поговорка или скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например: «Как у горки на пригорке (добор воздуха) жили тридцать три Егорки».

II. Работа с чистоговорками

Ан-ан-ан — шёл домой баран.

Ан-ан-ан — утром был туман.

Ан-ан-ан-ан — шёл верблюдов караван.

На-на-на — кошка у окна.

На-на-на — к нам пришла весна.

Ин-ин-ин — сколько здесь картин!

Ни-ни-ни — в книжку загляни.

Он-он-он — для цветка — вазон.

Он-он-он — важно ходит слон.

Но-но-но — в комнате окно.

Но-но-но — в колоске — зерно.

Но-но-но-но — попугай клевал пшено.

Ын-ын-ын — В огороде тын!

Ен-ен-ен — в доме много стен!

Ун-ун-ун — лошадей табун.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Ани-ани-ани — расписные сани.

III.Работа со скороговорками

Нитке ножницы нужны,
С ниткой ножницы дружны.
Ножниц нет - не может нитка
Нужной сделаться длины.

VI. Развитие речи

1.Просмотр отрывка из программы новостей.

- В чём особенность просмотра телепрограмм? Она в том, что вы смотрите ее один раз. Вы не сможете её просмотреть заново, если просмотр не происходит, например, на ютубе. Значит, запомнить все важные моменты нужно с первого раза.

- На что следует обратить внимание в первую очередь? На даты и личные данные. Если важно передать точное содержание программы, то имена и фамилии могут иметь важное значение.

- Какой план использовать? Вот здесь конкретной рекомендации быть не может. Самым приемлемым будет план, состоящий из опорных слов. Их можно быстро записать. Но опорные слова в таком плане могут дополняться тезисами и даже зарисовками.

- Нужно выделить основную мысль программы. Сделать это можно в самом начале. Тогда вокруг этой мысли будет строиться весь пересказ. Главную мысль лучше выделять в виде тезиса.

Давайте посмотрим, как это выглядит.

Просмотр отрывка из программы.

https://www.youtube.com/watch?v=_zyALI0SOiI

- В результате у меня получился вот такой план. По нему я смогу пересказать содержание программы.

Если видео на Ютубе по ссылке недоступно, вы можете взять любое другое и проработать его по представленному плану.

V.Ито:

Посмотрите любую программу, которая вам интересна, попробуйте составить по ней план и рассказать её содержание.

​Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xqw6PHF0mgpNHG1_

Следующий урок: ​

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях. ​ ​

​ ​