Найти в Дзене
ЛисаМёбиуса

Три моих любимых произведения советской фантастики

В продолжение темы о русской литературе (вот тут про классику, а вот тут про советскую) пора поговорить и о советской фантастике.

Не то чтоб я такой прям была эксперт по советской фантастике, конечно. Я и авторов-то знаю всего ничего. Братьев Стругацких и Ивана Ефремова. А вы ещё кого-нибудь знаете? А почитать посоветуете?

Так вот, и с Ефремова я как раз и начну. "Туманность Андромеды" меня не особенно зацепила, и мне пришлось ещё несколько раз её перечитывать, чтобы разобраться кто есть кто в этих ефремовских именах, и понять, а что там вообще произошло. Зато "Час быка" покорил меня с первого раза и навсегда.

Экипаж звездолёта "Тёмное пламя"
Экипаж звездолёта "Тёмное пламя"

Я знаю, что многие Ефремова не любят, а я так очень люблю. Мне нравятся его люди. Главным образом потому, что они такие нечеловеческие. Они немного высшая раса, как Странники у Стругацких. И, я думаю, это ведь так и должно быть, потому что с настоящего времени на Земле прошло много-много тысяч лет. Логично, что люди должны были наконец-то стать лучше.

А мне очень грустно обычно читать и смотреть про будущее, где прошло много тысяч лет, а люди всё те же, и беды всё такие же - насилие, наркотики и коррупция. Хотя, получается, что в мире Торманса прошло столько же лет, сколько на Земле, и там как раз всё вот это и осталось.

И начальница экспедиции в "Часе Быка" совершенно потрясающая. Она очень зрелая и умная, она превосходный "главный" или "старший" (почему-то слово "руководитель" мне здесь не нравится). Меня завораживает ее спокойная уверенность даже в очень трудных ситуациях. Если бы мы действительно когда-нибудь стали такими, это было бы... даже не знаю. Я думаю, это правильно. Чёрт, я бы хотела быть такой. Я бы просто хотела быть такой.

Хочется ещё, конечно, отметить, что экипаж "Тёмного пламени" идеально смешанный - женский и мужской, а за главного у них вообще женщина, что в те времена было немыслимо, несмотря на всё хвалёное советское равноправие (сколько у нас было женщин-космонавтов, а? негусто на самом деле).

Стругацкие, кстати, так не умеют, но они и ушли недалеко от нынешних времён в тех книгах, что мне нравятся, поэтому я не придираюсь, и с удовольствием читаю "Мир полудня", и самые первые его части особенно, потому что там всё ещё довольно просто, никакого прогрессорства.

Картинка на все времена. Куплю новое издание, но помнить буду всю жизнь:)
Картинка на все времена. Куплю новое издание, но помнить буду всю жизнь:)

"Страну багровых туч" нам когда-то подарили как победителям какой-то Олимпиады, и издание было так себе, так что самой книги у меня больше нет. Зато содержимое было прекрасно, и я очень люблю всю команду главных героев. И всё продолжение про них я тоже люблю - и "Путь на Амальтею", и "Стажёров". Они ведь тоже такие ... замечательные. Не экипаж "Тёмного пламени", конечно, но почти что. Они и друзья хорошие, и люди ответственные, и специалисты первоклассные, и просто герои.

У кого ещё была такая книга? Признавайтесь:)
У кого ещё была такая книга? Признавайтесь:)

С "Понедельником", который "начинается в субботу", было сложнее. Я за него несколько раз бралась, но всё почему-то не могла миновать первую главу, где была какая-то неразбериха с этими сказочными атрибутами и персонажами, типа Наины Киевны и избы на курногах.

А потом один раз мне удалось забраться подальше, и тут меня сразило, потому что для меня это книга об идеальной работе - о той, которую ты делаешь не ради денег, а потому, что это хорошая, интересная и при этом нужная и полезная работа, так что вполне естественно хотеть работать, и даже идти на работу в выходные.

Я тут, конечно, написала, что будет три книги, но на самом деле будет четыре. Потому что ещё есть одна книга из "Мира полудня", которая меня почему-то трогает до самой глубины души. Это "Попытка к бегству". Там вот тоже немного про тех людей, которые из будущего. Которые уже не такие, как мы. У которых нет насилия, наркотиков и коррупции, и которые не знают, как это - жить в таком мире, и пытаются, попав туда, всё ещё использовать свои "хорошие" понятия. Савёл Петрович им попался, конечно, кстати, а то могли бы и домой не добраться. Но для него-то всё закончилось печально.