Найти тему

Подвиг длиною в 500 лет

Оглавление

Десятки людей в спецодежде, защитных касках, экскаваторы, самосвалы и другая техника обновляют не только площадь, но и колокольню, возведенную через дорогу от монастыря. Одетая в леса, она смотрит на притормаживающих у монастырской калитки Всевидящим оком: признаюсь, таких символов на православных святынях ранее не приходилось видеть...

– Всевидящее око на колокольне – это христианский символ, о котором говорится в Псалтире: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18). – это символ всеведения Божия, от всеведения Его никому не скрыться, – уточняет иеромонах Евстафий. – Око Господне начали размещать на иконах, алтарях еще с XVII века. Возможно, данное изображение более характерно для западной христианской церкви… Но влияние католической церкви на православную живопись не удивительно: у западных и восточных христиан тысяча лет общей истории: мы разделились на православных и католиков только в ХI веке.

...Наша встреча с отцом Евстафием состоялась после утренней службы в монастырской Свято-Никольской церкви. Здесь и находится главная святыня – икона Божией Матери «Жировичская». Нам также удалось побывать на службе, правда, почти на самом ее окончании, тем не менее впечатления от нее остались самые светлые. У чудотворной иконы горели свечи, священники читали молитвы, семинаристы пели псалмы. Миряне и монахи, среди которых был и наш гид по монастырю – иеромонах Евстафий, все стояли рядом и молились… Вот и я со службы вышла сбалансированной внутренне, если не сказать просветленной.

Напомним, иеромонах Евстафий (Халиманков) – один из 36 монахов Свято-Успенского Жировичского монастыря. Со дня открытия обитель ни разу не закрывалась, храня преемственность традиций на протяжении пяти столетий. Жизнь ее насельников всегда была закрыта от посторонних глаз.

-2

Братии монастыря людское внимание ни к чему. Однако для того, чтобы общество узнало побольше о обители и его святыни, наместник архиепископ Гурий и благословил знакомого нам отца Евстафия рассказать об этом.

Воскресшая Ирина

С иеромонахом, имеющим к высшему богословскому еще и высшее светское образование (Университет культуры), беседовать очень интересно. Отец Евстафий, будучи преподавателем семинарии, много знает и имеет свою точку зрения на важнейшие события в жизни Церкви и страны. На этот раз мы решили поговорить о главной имениннице предстоящих майских празднований – иконе Божией Матери и... чудесах, которые свершались с молящимися чудотворному образу.

Так были чудеса или все же их не было? Исцелял ли обретенный образ молящихся?

– Конечно, чудеса, в том числе чудеса исцеления, были, – отмечает собеседник. – Существует их хроника, где первые записи датируются XVI веком. Самое раннее из чудес – это воскрешение Раины (в крещении Ирины) Войнянки – дочери пинского вельможи, шляхтича, которая была при смерти, когда ее везли в монастырь, чтобы помолиться о выздоровлении девушки. По дороге она умерла. Убитые горем родители попросили отпеть ее и начали молиться. И вдруг перед чудотворной иконой их дочь воскресла, а когда выздоровела, то дала обет посвятить себя Богу. Это чудо так поразило короля Стефана Батория, что он распорядился, чтобы Ирина стала игуменьей православного монастыря святой Варвары в Пинске.

Документально первые из чудес зафиксированы в книге жировичского иеромонаха Феодосия «Гистория, або Повесть людей розных, веры годных, о образе чудовном Пренайсвятейшое Девы Марии журовицком в повете Слонимском». Сегодня она хранится в библиотеке академии наук в Санкт-Петербурге. Там же находится и книга «Образ чудотворны Пресвитой Богородицы в Жировицах», написанная архимандритом Иосафатом.

– Чудеса происходили, но их не всегда аккуратно фиксировали, – отмечает отец Евстафий. – Однако в монастыре всегда старались расспрашивать людей: кто что помнит… У нас и сейчас есть такая книга записей, которая хранится в Свято-Успенском соборе монастыря. В ней люди оставляют свои записи, если хотят засвидетельствовать о свершившемся чуде.

О детях и здравии

О каких чудесах, свершившихся благодаря молитвам чудотворному образу Матери Божией Жировичской, чаще всего пишут наши современники?

– В основном это благодарности Богу за то, что у семейных пар после долгих лет брака наконец родился ребенок. В XXI веке бездетность женщин и мужчин – очень распространенное явление. Я знаю много случаев, когда пары приезжали к нам молиться перед иконой Божией матери, а потом через какое-то время мамочки беременели. Не так давно у меня на исповеди был мужчина из России, который рассказал, что они с женой живут вместе уже несколько лет, а детей все нет, поэтому добрые люди ему посоветовали приехать в наш монастырь. Через несколько месяцев после его приезда к нам его супруга забеременела.

-3

Собеседник также рассказал, что многие просят о здравии своем и близких: у кого-то болит спина, ноги, непорядок с разными органами: обычные человеческие немощи, освободиться от которых люди просят Господа и Матерь Божию.

– Некоторые потом свидетельствуют в этой вот рукописной книге: молитвы помогли! – отец Евстафий продемонстрировал фолиант, отражающий историю чудесных явлений.

Болезни и грехи

А бывали ли исцеления от таких серьезных заболеваний, как сердечно-сосудистые и онкологические, которые давно стали причиной смертности в нашей стране?

– Да, и такие случаи бывают, но нечасто, – ответил журналисту преподаватель Священного писания и Евангелия отец Евстафий и добавил: – На мой взгляд, в последние годы список чудесных исцелений от болезней сократился. Это раньше люди, не имеющие доступа к медицинской помощи, больше уповали на Бога. Теперь человек идет к врачу и благодаря успехам современной медицины выздоравливает.

Наш собеседник уверен, что человеку даже полезна болезнь:

– Я сам перенес сложнейшую операцию на сердце, и мой сосед по палате удивился тому, что мне, насельнику монастыря, где есть чудотворная икона, пришлось лечь под скальпель кардиохирурга… Я ответил ему, что болезнь эта была мне необходима. Она дается нам за наши грехи: монахи – тоже грешные люди...

-4

...Кстати, перед беседой с иеромонахом на монастырском дворе мне встретилась монахиня Иоанна – бывшая сестра милосердия, которая излечилась несколько лет назад от онкологии, молясь у чудотворной иконы Жировичской Божией Матери. Теперь она служит недалеко – в женском ските преподобного Амвросия Оптинского… Такие вот встречи.

К сожалению, интересную беседу пришлось завершить. Нас ожидала встреча в Православном центре реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис Сосновка», о котором мы расскажем в одном из номеров.

Пост как жертва...

После возвращения из Сосновки мы заглянули в монастырь и попали аккурат к обеду: нам пообещали приоткрыть одну из страниц монастырской жизни. Показать, как и чем в Великий пост питаются монахи и, может, даже дать пару рецептов...

И вот мы в трапезной, которую уже покинули большинство обедающих, но несколько монахов еще были за столом. Отмечаю, что здесь уютно: приятный интерьер дополняют цветы в вазах и чтение жития святых, которое закончил перед нашим приходом один из монахов…

– В основе каждой религии лежит жертва, – заполняет паузу иеромонах Евстафий, сопровождающий нас по обеденному залу. – Мы в ответ на любовь и жертву Христа отвечаем ему своей любовью, некой жертвой, которую мы Ему приносим. В частности, такой жертвой может быть и пост.

Пока коллега фотографирует нетронутые блюда (часть монахов не пришли), осматриваю обеденный зал: обычно сюда таким, как мы, вход воспрещен.

Признаюсь, обед удивил. Да, без мяса, рыбы и морепродуктов, но ощущение изобилия не покидает. Чувствуется, что все приготовлено с любовью. На тарелках – наваристый грибной суп, в фарфором блюде – тушеный картофель с грибами. Консервированные помидорчики, огурчики, хрен. На отдельных тарелках – свежие помидоры, огурцы, зелень. В салатниках-розеточках сложные салаты с капустой, красным перцем и другими овощами и травами, зеленым горошком. Рядом – монастырский хлеб, ароматная выпечка, коржики с начинкой из джема и в глазури. Ясно, что мужчина из-за такого стола встанет сытым.

– Это обычный обед в пост, – отмечает отец Евстафий. – Он в этот день отличается тем, что в блюдах нет подсолнечного масла. Все, что вы видите на столе, сделано в основном из того, что выращивается у нас на огороде. Обед, кстати, обязателен, в отличие от завтрака.

...и не повод для уныния

Как человек не запасливый и не очень умеющий готовить, я, бесспорно, проигрываю монастырским поварихам и пекарям, которыми (а также местными закромами) руководит очень милая, но энергичная и грамотная сестра Лидия Николаевна.

-5

…Стараемся больше не докучать обедающим. Уходим из одной трапезной и попадаем в другую. Это монастырское кафе – его двери выходят на агрогородок. Здесь часто обедают учащиеся местного колледжа, паломники и просто случайные путники...

Встретившая нас Лидия Николаевна предлагает угоститься чем бог послал.

-6

А это аппетитный салатик, наваристый суп с шампиньонами, такой, кстати, как стоял в монашеской трапезной. Поразило и второе блюдо с пюре, овощами и котлеткой из соевого фарша. Все же сытна и вкусна монастырская еда!

-7

Когда попросили у Лидии Николаевны особый монастырский рецептик, та засмущалась и заторопилась: нужно было кормить прибывающих на обед студентов:

– Да самая обычная – простая еда, – сказала монастырский «шеф-повар».

На обед – первое, второе, каши, супы, соевые подливы, компоты, морсы. В меню всегда грибы. Сегодня блюда без растительного масла, а вот во вторник, четверг, субботу и воскресенье – с маслом. На Благовещение и в Вербное воскресение готовим блюда из рыбы, а в Лазареву субботу, которая стоит перед Вербным, подаем и красную икру. Продукты в основном свои, монастырские, которые заготавливаем с лета и осени. А вот сою закупаем, а также принимаем в дар от благодетелей. Прошлый сезон был грибным. Заготовили много. Хватит не только на Великий пост. Кстати, мясных блюд монахи вообще не едят. Но для паломников и студентов их готовят.

Вот такие секреты монастырской жизни нам удалось узнать во время нашей второй поездки в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь. Все с молитвой – четко, размеренно, основательно – и никакого уныния, которое, кстати, является одним из смертных грехов.

Тамара МАРКИНА

Фото Леонида ЩЕГЛОВА