Найти тему

Некоторые черты лица внушают доверие

Мы часто думаем о построении доверия как о медленном, постепенном процессе, который может занять недели, месяцы или даже годы. Вместо этого недавнее исследование предполагает, что доверие может возникнуть—или нет—после быстрого взгляда на чье-то лицо.

В ходе трех экспериментов Брайан Хольц из Темплского университета обнаружил, что руководители компаний с определенными чертами лица сразу же оценивались как более надежные и с меньшей вероятностью обвинялись, когда финансовое положение компании ухудшалось.

В одном онлайн-исследовании более 600 участников (все работающие взрослые) прочитали короткую вымышленную биографию генерального директора стартап-компании. Затем участникам было предложено представить себя сотрудниками этой компании, прежде чем оценить, насколько надежным, по их мнению, является генеральный директор.

Биография сопровождалась фотографией головы генерального директора, которая на самом деле была взята из стандартного набора лиц, которые ранее были оценены на предмет надежности. Важно отметить, что одна группа участников увидела снимок головы с “надежным” лицом, у которого были высокие внутренние брови и выступающие скулы, в то время как другая группа увидела снимок головы с “ненадежным” лицом, у которого были низкие внутренние брови и мелкие скулы.

Затем участники зачитали сценарий, в котором генеральный директор компании объявил о своем решении ввести предстоящее сокращение заработной платы для сотрудников, и им было предложено оценить, насколько справедливо генеральный директор справился с финансовым положением компании.

Те, кто видел фотографию лица, заслуживающего доверия, с гораздо большей вероятностью оценили бы решение генерального директора сократить заработную плату как справедливое. В отличие от этого, те, кто видел ненадежное лицо, не только дали генеральному директору более низкие первоначальные рейтинги надежности, но и оценили его решение сократить зарплату как более несправедливое.

Второе онлайн-исследование предполагает, что эти первоначальные мгновенные суждения длятся с течением времени. Другая группа из 225 участников прочитала ту же самую биографию генерального директора и посмотрела на те же два лица. Только на этот раз был промежуток в 10 дней между просмотром лиц и чтением сценария о сокращении зарплаты.

Опять же, первоначальные оценки надежности, основанные на снимке головы генерального директора, предсказывали, насколько участники доверяли принятию решений генеральным директором; участники, которые видели заслуживающее доверия лицо, скорее всего, считали генерального директора справедливым, в то время как те, кто видел ненадежное лицо, были более критичны к его решениям.

Третье исследование было проведено в лаборатории, где группы из 154 студентов колледжа посмотрели онлайн-профиль студента MBA, который будет оценивать их при написании бизнес-памятки. На самом деле профиль был сфабрикован, и участники увидели либо заслуживающее доверия, либо ненадежное лицо . После получения посредственной оценки от студента MBA, участники имели возможность оценить его обратно.

Несмотря на то, что все участники получили одинаковый низкий рейтинг, их реакция на плохие новости была окрашена их первыми впечатлениями: те, кто видел заслуживающий доверия выстрел в голову, были более снисходительны к студенту MBA, чем те, кто видел лицо с ненадежными чертами.

Интересно, что исследование, показало, что даже дети в возрасте до 3 лет делают поспешные суждения о надежности, основанные на конкретных чертах лица.

Команда под руководством Эмили Когсдилл из Гарвардского университета набрала 99 взрослых и 141 ребенка (в возрасте от 3 до 10 лет) и заставила их оценить пары стандартизированных лиц, которые отличались по трем признакам, включая надежность. Так же, как и взрослые, дети в возрасте до 3 лет демонстрировали замечательное единодушие в оценке того, какие черты делают лицо заслуживающим доверия.

“Хотя исследования ясно показывают, что человеческий мозг автоматически формирует впечатления надежности при встрече с новой сущностью, важно отметить, что точность таких впечатлений сомнительна”, - пишет Хольц .

Для тех, кто обеспокоен тем, что они могут не иметь правильного взгляда, чтобы мгновенно вызвать доверие, Хольц предлагает принять определенные стратегии языка тела. Например, невербальные тактики, такие как улыбка, зрительный контакт и прикосновение, были продемонстрированы как эффективные для укрепления доверия.