5 шагов к толковому видеоуроку
Как вам идея: снимать видео, которые хочется не перематывать, а пересматривать ещё и ещё?
Интересные, чёткие обучающие ролики получаются у тех, кто мастерски составляет сценарии к ним. Сценарий нужен, чтобы отсечь лишнее, избавится от страха «не знаю, что сказать», сделать монтаж менее трудоёмким. Составлять эффективные сценарии вы научитесь, следуя инструкции в этой статье.
Шаг 1: изучаем целевую аудиторию.
Для кого вы создаёте видео? Если для себя — пропускайте этот пункт. Если же вам важно, чтобы те, кто посмотрит ваш ролик, действительно чему-то научились, придётся ответить на 2 вопроса.
1) Зачем это смотреть? Обозначьте пользу в самом начале сценария.
Для этого подумайте о том, как изменится жизнь людей после того, как они применят новое знание. Сфокусируйтесь на цели — и не уйдёте в сторону.
Чтобы понять, что действительно волнует аудиторию, изучите её интересы и проблемы:
- какие материалы вызывают самый большой отклик,
- какие вопросы звучат в комментариях и на форумах,
- с чем обращаются в техподдержку,
- что ищут в поисковиках (выясните это, например, через wordstat).
После того, как вы поймёте, какие проблемы волнуют аудиторию, вам будет проще определиться с форматом. Ликбез, инструкция, мастер-класс, ответы на вопросы — у всего есть свои преимущества.
2. Насколько аудитория компетентна? Этот вопрос поможет определить форму подачи.
Если перед вами новички, придётся спуститься с вершины своего мастерства и начать с азов. Дробите повествование на шаги, давайте определение всему, что хоть немного похоже на термин. А вот профи не оценят море пояснений. Рассмотрим разницу на примере обучения инвестициям.
Шаг 2: выбираем формат сценария.
Вы нашли тему, которую хотите осветить, — теперь нужно определиться с удобным форматом сценария.
- Если вы работаете в команде, выясните, какие детали важны для графического дизайнера, оператора, звукорежиссёра и пропишите их в сценарии.
- Если будущий ролик для вас один из первых, полностью пропишите текст, который планируете произносить. Проверьте его через Главред, чтобы убрать «воду» и упростить формулировки.
- Если вы опытный мастер, то можете ограничиться тезисами. Но если вы намереваетесь включить камеру и импровизировать, мы вынуждены вас остановить. Создать обучающий ролик без сценария — значит лишить себя основного инструмента создания классных видео.
Шаг 3: проверяем структуру.
В сценарии любого ролика должно быть вступление, основная часть, заключение и ещё кое-что — об этом «ингредиенте» чуть позже. Кстати, вы можете поддерживать интерес зрителей, интригуя их.
Рассмотрим базовую структуру обучающего ролика:
Шаг 4: составляем «раскадровку».
Как будет выглядеть ваш ролик? В нём намечается смена персонажей и мест действия или только «говорящая голова»? Или это будет скринкаст?
В первом случае вам нужно подробно описать, а ещё лучше схематически нарисовать происходящее, во втором — продумать свой образ и смену форматов съёмки, в третьем — обозначить, что и в какой момент должно происходить на экране вашего компьютера. Удобнее всего собрать все важные детали в таблице.
Шаг 5: добавляем интерактив.
Тот самый «секретный ингредиент». О нём до сих пор мечтают художники, писатели и режиссёры — а у вас он есть. В отличие от авторов картин, книг и фильмов вы можете вступить в активное взаимодействие со своими зрителями: попросите ответить на ваш вопрос в комментариях, вставляйте голосования, ссылки, всплывающие окна. Если вы сделаете из зрителей активных участников, обучение пройдет гораздо эффективнее.
Готово! Такой сценарий позволит вам каждого зрителя за ручку довести до цели.
Кстати, обучающие видео — популярный, но не единственный и далеко не всегда самый эффективный инструмент. Если вы хотите выстроить мощную обучающую систему и не оставить ученикам шанса не разобраться в теме — оптимальным решением будет создать онлайн-курс, например, на платформе We.Study.
_______
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, если статья оказалась полезной. А в комментариях пишите, какими лайфхаками эффективных обучающих роликов пользуетесь вы:)