Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В этой статье я скажу о некоторых фокусниках, которые придумали воистину уникальные трюки.
Образ фокусника в искусстве отражен довольно широко, притом разные художники представляют их в различном контексте, диапазон от жуликов до волшебников.
На полотне И. Босха уличный фокусник демонстрирует древнейший трюк с неуловимым шариком. То, что потом получило название "игра в наперстки". Хитрюга в высокой шляпе показывает перед простодушными зрителями свой трюк. Художника здесь интересуют различные характеры и реакции, но поражает та точность, с которой он передает весь антураж фокуса.
Искусство иллюзии - древнее, как само человечество. Ловкость рук, безошибочное использование психологических особенностей людей, умение отвлекать, или, наоборот, привлекать их внимание, технические придумки давали возможность создавать поразительные иллюзии. Многие люди искренне считали иллюзионистов магами и волшебниками.
Самые знаменитые иллюзионмисты создавали собственные полноценные шоу, на которые валом валил народ. Я, например, ходила на подобное представление Игоря Кио, и это было изумительно.
Вытаскивать кроликов из шляп или часы зрителя из его уха - эти фокусы, как говорится, начальная школа. А вот, например, Гарри Гудини мановением руки заставлял исчезнуть слона. Ну то есть на арене сперва стоял слон, потом его накрывали белым покрывалом, затем Гудини сдергивать его - а слона нет! Как это получалось?! Разгадку скажу в конце статьи.
Знаменитый Жан-Этьен Робер Уден делал такой фокус: на сцене на глазах зрителей вырастало апельсиновое дерево сперва со цветами, потом плодами. Фокусник срезал плоды и угощал ими присутствующих, разрезая плоды на части. Когда разрезался последний апельсин, оттуда выпархивали две бабочки и начинали летать вокруг дерева. Как он это делал?! Разоблачение в конце статьи.
Конечно, современные иллюзионисты вооружены всеми новинками техники и могут проделывать просто чудеса. Трюки Гудини и Удена многократно повторялись на более изощренном уровне с учетом новых технических возможностей. Но это не умаляет величия прежних мастергв иллюзии - ведь они были первыми!
Даже фокусники XVIII века, использовавшие простые средства, могли бы поразить воображение современных зрителей. Например, знаменитый Пинетти предлагал любому зрителю взять из колоды карту и оторвать в нем уголок. Затем предлагал выбрать из своей горсти гвоздь и пометить его. После этого Пинетти рвал карту с оторванным уголком, сжигал кусочки, смешивал с порохом, заправлял этой смесью пистолет, вместо пули брал помеченный гвоздь и стрелял в стену.
На стене появлялась карта с оторванным уголком, прибитая помеченным гвоздем. Как это делалось? Ответ ниже.
Обратите внимание на интересную картину, представляющую Джона Леннона в виде фокусника.
Но вернемся к фокусам, вернее, их разоблачению.
1) Гудини поступал просто и гениально. Фокус проходил в полумраке на черном фоне. Слон освещался. Его накрывали белой накидкой, но под ней была еще и черная. Гудини срывал белую накидку, а черная оставалась на слоне и на таком же фоне делала его невидимым, тем более, что после срывания покровов освещение сосредотачивалось на белой накидке и самом Гудини.
2) Уден использовал сложный механизм, скрытый в ящике. Ветки дерева были сделаны из трубок, внутри которых таились сделанные из шелка "листья" и "цветы". Апельсины были настоящими и до времени скрывались специальными экранами. Последний апельсин, конечно, был искусственным, а бабочки сделаны из шелка. Они летали над струей воздуха, который направленно шел из трубки, скрытой в дереве. Всем механизмом управлял ассистент.
3) Пинетти использовал как ловкость рук, так и технические приспособления. На карту с оторванным уголком он накладывал другую, которой также отрывал уголок, и именно ее он сжигал. Пистолет был устроен так, что гвоздь из нее выпадал на ладонь, где уже хранилась карта. Важный момент был тогда, когда ассистент приносил фокуснику порох. Под этим предлогом Пинетти незаметно передавал ему карту и гвоздь. Потом он эффектно "готовился к выстрелу", отвлекая на себя внимание, и в это время помощник прибивал за экраном карту к стене и маскировал ее матерчатым клапаном под цвет фона.
Когда все было готово, экран отодвигался, Пинетти стрелял в стену, помощник ниткой, прикрепленной к клапану, срывал его. Зрители видели на стене ту самую карту с оторванным уголком и были в экстазе.
Почитайте еще на моем канале:
Какой была женщина, имевшая полное право заявить: "Модно то, что ношу я"
Аристократка, ставшая придворной художницей при дворе испанского короля
Канал мужа:
Какой сериал можно будет снять о нынешней ситуации