Найти тему
Музей истории религии

История одного экслибриса из собрания музея

Экслибрис (ex libris — «из книг») — владельческий ярлык на внутренней стороне обложки книги, маркирующий ее принадлежность — в наши дни почти забытое искусство, как впрочем, и большие домашние бибилиотеки. Экслибрисы могли быть выполнены в разной технике и представлять собой как простые вензели, образованные инициалами владельца, так и целые композиции (сюжетные экслибрисы). Не вдаваясь в историю искусства экслибриса, отметим лишь, что многие из них стали ярким выражением индивидуальности владельца, его интересов, и экслибрис из собрания музея, о котором пойдет речь, не исключение. 

О чем можно узнать из экслибриса, какую историю может он рассказать? Например, такой, на котором мы видим шахматный пол с чередованием черных и белых квадратов; две колонны с непонятными знаками, поддерживающие стрельчатые своды; змею, ползущую по ступеням; руку с мечом, выступающую из-за завесы? Рисунок выполнен тушью и для экслибриса, призванного лишь обозначить имя владельца, композиция очень многословна и сложна, не правда ли?

Экслибрис Б.В.Астромова. Петроград/Ленинград. 1920-е гг. Бумага, тушь
Экслибрис Б.В.Астромова. Петроград/Ленинград. 1920-е гг. Бумага, тушь

Кто же он, владелец этого замысловатого экслибриса? Как и положено, имя указано — внизу рисунка стилизованным готическим шрифтом выполнена надпись: «Ex libris chev:. Astromof B:.V::» (из книг шевалье Астромова Б.В.). Борис Викторович Астромов (Кириченко, 1883-?), выходец из дворянской семьи, получивший образование в Турине, сыграл значительную роль в истории масонских лож 1910-1920-х годов. Вероятно, экслибрис был составлен им самим и нарисован самостоятельно. 

 Б.В.Астромов. Петроград. 1910-е гг. Фотопечать
Б.В.Астромов. Петроград. 1910-е гг. Фотопечать

В оценке деятельности и личности Астромова, имя которого было введено в научный оборот лишь в 1990-х годах, историки расходятся. Одни считают его великим шарлатаном, человеком низких моральных качеств, другие называют его человеком, «глубоко преданным романтизму масонства» (А.Л.Никитин). А как он сам представлял себя, каким предстает перед нами через сюжет данного экслибриса? Во-первых, Астромов называет себя «шевалье»/рыцарь, а раз так, то имеется и девиз, обозначенный наверху рисунка: «Purus et Fortis» (чистый и сильный). Рыцарскую тему поддерживает изображение руки с мечом и мальтийский лапчатый крест на завесе, а также каменная кладка «крепостной» стены. Тамплиерская символика вошла в масонство во второй половине XVIII века и с тех пор вдохновила не одно масонское сердце. Пол с чередованием черных и белых квадратов, две колонны, три ступени, вероятно, отсылка к трем ступеням посвящения — атрибуты масонства. Рука из-за завесы поднята и меч готов к борьбе — отсечению пороков; змея в данном контексте символизирует страсти, обуревающие человека и зло, которое должно быть побеждено мечом. Знаки на колоннах — символы ордена мартинистов, генеральным секретарем которого был Астромов в период с 1919 по 1921 год. Что обозначают буквы еврейского алфавита, разобраться на настоящий момент не удалось (возможно, у кого-то из читателей появятся мысли, пишите). Венчает всю композицию, словно взирая на нее сверху, пятиконечная звезда. Астромов указывал, что в индуистских пророчествах эпоха, идущая за крестом, отмечена пятиконечной звездой (возможно, это один из реверансов в сторону советских властей). Тем более, что это не пылающая звезда, как принято у масонов, а «простая» звезда, вошедшая в символику советской власти, с которой Астромов пытался установить тесное общение, даже написал письмо Сталину, предлагая совместную работу коммунистов и масонов. Можно ли считать это проявлением рыцарства, романтической мечтательности, дон-кихотства или все же — полное непонимание реальности, что, впрочем, также присуще книжным персонажам? Как бы ни было, именно таким — мартинистом, масоном, «чистым и сильным» рыцарем — предстает перед нами владелец экслибриса. И, словно дополняя этот образ, уже будучи арестованным вместе с другими членами лож в 1926 году, давая показания в ходе следствия и постоянно дополняя их, Астромов в марте 1926 года писал: «За многие бессонные ночи моя мысль упорно и мучительно старалась понять причины, переживаемого сейчас мною испытания, и только теперь я понял, что причина лежит в несоответствии моей личной частной жизни с теми правилами морали, что я учил других. … Поэтому, если кто и должен пострадать, то только я один» (А.Л.Никитин. Эзотерическое масонство в России). 

В июне 1926 года был признан виновным в организации масонских лож, содействии «международной буржуазии», приговорен к заключению сроком на пять лет, после выслан в Сибирь, а еще позже обосновался в Абхазии. В 1940 году НКВД вновь заинтересовалось Астромовым.