Губернский город Вологда. Идет первая половина 1918 года.
Шесть месяцев в бывшей Российской империи вся власть сосредоточена в руках большевиков во главе с Лениным. С февраля в Вологде «гостят» приехавшие из Петрограда дипломаты Великобритании, США, Франции и некоторых других стран; власть в Губернии осуществляет Исполнительный комитет во главе с Михаилом Ветошкиным; в городе то и дело вспыхивают очаги сопротивления новой власти: в апреле местные анархисты засели в самом центре города, в гостинице «Европа», «обставили её пулеметами и орудиями, превратили в неприступную крепость» (См.: «Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города» (Вологда, 2006. С. 144); 8 июня для беспощадной борьбы «с контрреволюцией» в Вологду приезжает особая комиссия («советская ревизия») во главе с Михаилом Кедровым…
Тем более удивительно, что именно в эти дни газета «Вологодский листок» (10 июня, №1322) публикует объявление о концерте примадонны московской оперы (бывшей оперы Зимина) Веры Люце в зале Дома Страхового общества на улице Афанасьевской: (https://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/hronica/hronica.htm)
Примадонна русской оперной сцены, талантливая певица, красавица Вера Владимировна Люце (1879-1977) была дочерью русского аристократа, барона Владимира фон Люце и польской певицы Софьи Конарской. Обладательница «редкой красоты и гибкости» лирико-колоратурного сопрано Вера родилась в Люблине (Польша), но большую часть жизни прожила в Москве.
В 1900 году она впервые вышла на сцену Варшавского оперного театра; с 1907 по 1913 год была примой оперы С. И. Зимина; в её исполнении москвичи впервые услышали Чио-Чио-Сан в известнейшей опере Д. Пуччини. Лучшие партии певицы – Антонида в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Розина в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Джульетта в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Лакме в «Лакме» Л. Делиба; блистательны были ее Шемаханская царица, Марфа и Снегурочка («Золотой петушок», «Царская невеста», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Норма («Норма» В. Беллини), Джильда и Виолетта («Риголетто» и «Травиата» Д. Верди), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло) и Манон Леско («Манон» Ж. Массне). Среди тех, кто искренне восхищался ее талантом, были композиторы Сергей Василенко и Цезарь Кюи, писатель Владимир Гиляровский и актриса Мария Ермолова.
С 1907 года она много гастролировала по городам России и Европы, пока в 1920 году не оставила сцену и не занялась преподаванием. Ей рукоплескали меломаны Кисловодска, Нижнего Новгорода, Киева, Харькова, Одессы, родной Варшавы. В начале июня 1918 года она приехала в Вологду. И приехала не одна, а вместе двумя исполнительницами – артисткой московского театра Корша Верой Чаровой и пианисткой Розалией Бескиной.
То, как прошел этот концерт, что исполняла примадонна, как встретила её вологодская публика, мы можем только вообразить, потому что на страницах местной печати отзывы о концерте не публиковались. Но, думается, что вопреки всем политическим ситуациям, высокое искусство одержало полную победу над революционным энтузиазмом, и вологжане наградили Веру Владимировну заслуженными аплодисментами и цветами.
О спутницах певицы, актрисе Вере Чаровой и пианистке Розалии Бескиной, также выступивших в тот вечер перед вологжанами, мы знаем очень мало. О пианистке сведений практически нет, а вот о Вере Сергеевне Чаровой (?-1971) известно, что она была актрисой московского театра Корша, но в 1920 году покинула революционную Россию, какое-то время выступала вместе с А. Н. Вертинским, потом играла в Таллинском русском театре, пока не обосновалась в Лондоне и не продолжила там свою артистическую карьеру. Некоторые сведения о её нелёгкой судьбе в Англии можно узнать из очерка Александра Шика «Русские эмигранты в мировом театре драмы и комедии», опубликованного в эмигрантском журнале «Возрождение» (Париж, 1969. - № 213. – С. 120-121: https://vtoraya-literatura.com/pdf/vozrozhdenie_213_1969__ocr.pdf)
В Вологде Вера Сергеевна выступила дважды - 10 июня вместе с певицей Верой Владимировной Люце и на другой день, 11 июня, вместе с коллегой по театру Корша, актрисой театра и кино Верой Николаевной Ильнарской («Вологодский листок», № 1323). Аккомпанировала двум Верам та же пианистка Розалия Бескина. О том, как прошел и этот концерт, газета «Вологодский листок» также не написала.
Но гастроли в Вологде известных деятелей искусства на этом не закончились. До конца июня 1918 года вологжане могли посещать концерты в Доме Страхового общества. 21 июня перед вологодской публикой выступили известный исполнитель цыганских песен Юрий Морфесси, пианист Михаил Дулов, танцовщица Л. А. Невтонова и актер Леонид Мостовой («Вологодский листок», № 1326).
Через день, 23 июня, в Доме собрались члены Совета союза домовладельцев г. Вологды на «чрезвычайное общее собрание», о чем так же сообщал «Вологодский листок» (№ 1328).
После этого общественно-культурная жизнь вологодского Дома Страхового общества прекратилась на довольно длительный срок. По информации Вологодской областной универсальной библиотеки, занимающей это здание в настоящее время, «в конце июля 1918 года Вологодская Чрезвычайная комиссия по борьбе со спекуляцией, контрреволюцией и саботажем предъявила требование очистить помещения в здании страхового общества». И заняла это здание сама. Отсюда Михаилу Сергеевичу Кедрову было очень удобно руководить установлением в Вологде революционного порядка.
Но это уже совсем другая история.