Продолжение, предыдущая статья здесь
После Б в русском словаре, как известно идет В. Делать нечего – придется найти для тебя, дорогой читатель, что-нибудь занятное о городе на Неве на эту прекрасную букву.
ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ
Есть сведения, что этот самый большой в дельте Невы остров площадью более тысячи гектаров по-фински назывался «Хирвисаари». Это значит «Лосиный остров». По одной из исторических версий русское название пошло от имени посадника Василия Селезня, когда в середине 15 столетия влияние Новгородской республики распространилось до Финского залива. Интенсивное освоение острова началось в 1710 году. Петр 1 решил создать здесь город с сетью каналов, как в Амстердаме. По плану Доменико Трезини предусматривались поперечные каналы-улицы, прорезаемые широкими каналами, идущими к морю. В центральной части города проектировались две огромные квадратные площади, а на окраине отводилось место для парка – «общественного гульбища». План Трезини, одобренный Петром остался не реализованным, но его влияние на последующую застройку очевидно в существующей сегодня планировке Васильевского острова. Новый план города составил в 1717 году приглашенный царем из Франции Ж.-Б. Леблон. Он также принял центром архитектурно-планировочной композиции Васильевский остров, создав красивую геометрическую схему «идеального города». Предусматривалась сложная система оборонительных укреплений с сетью каналов. Император и к этому плану отнесся критически, оставаясь, однако, приверженным идее основания центра новой столицы на Васильевском острове. Поэтому на стрелке началось строительство правительственного Сената (Двенадцать коллегий), Кунсткамеры, Гостиного двора и дворца Прасковьи Федоровны (жены брата царя). К 1733 году сюда от Березового острова переместился порт, были возведены Биржа, Таможня, пакгаузы для товаров и другие портовые сооружения. К концу 18 столетия здесь швартовались более тысячи иностранных кораблей. Петр требовал ускорить заселение острова, издавал указы, утверждающие проекты «образцовых палат» для людей разных сословий и званий. В отношении тех, кто не спешил выполнять царскую волю и под разными предлогами уклонялся от переселения, разгневанный Петр употребил радикальное, хотя и варварское, средство, приказав снести крыши их домов. Среди пострадавших оказался даже любимец и один из ближайших сподвижников царя, сенатор, президент Берг- и Мануфактур-коллегий, генерал-фельдмаршал граф Я. Брюс.
На Васильевском острове много любопытного для человека, интересующегося историей города. Например, в районе Гавани есть между Большим и Средним проспектами Канареечная улица. В середине 19 столетия здесь селились мелкие чиновники. Многие из них, особенно отставные, подрабатывали разными ремеслами, в частности они делали на продажу клетки для канареек и прочих певчих птиц.
ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ
Первый вокзал не только Петербурга, но и всей огромной страны находился на месте нынешней станции метро «Пушкинская» и первоначально назывался Царскосельским, так как был отправным пунктом железной дороги от Петербурга к летним резиденциям русских императоров Царскому Селу и Павловску. От скромного деревянного здания 30 октября 1837 года в 12 часов 45 минут отправился первый поезд. На вокзале, как писала газета «Северная пчела», собралось «самое блистательное общество главнейших сановников, военных и гражданских, особ дипломатических, множество избранных дам высшего круга, представительниц красоты и грации, и большое число посторонних лиц, ученых, литераторов, художников, негоциантом». Состав из восьми вагонов тянул паровоз Стефенсона, которым управлял строитель железной дороги Ф. Герстнер. Этот профессор Венского политехнического института подал царю Николаю 1 в 1835 году докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск», в которой, в частности, говорилось: «Теперь ходят гулять на Невский проспект, на набережную Невы, в Летний сад, а тогда будут с быстротой стрелы переноситься невидимою силой паров в Царское Село и Павловск и дышать там лучшим воздухом, нежели в низко лежащем городе». Царь принял положительное решение, и каждый день на работы выходило около двух тысяч рабочих и крепостных крестьян и тысяча четыреста солдат. В 1850 году рядом со старым зданием архитектор К. Тон возвел каменный вокзал. А в 1902 – 1904 годах на том же месте появилось чудо модерна, созданное архитекторами Бржозовским и Минашем…
Первые билеты на поезд представляли из себя латунные пластинки и стоили дорого: за поездку в оба конца 1-м классом платили 5 рублей, 2-м – 3 рубля 60 копеек, а 3-м – 2 рубля 40 копеек. Поначалу составы на паровой тяге ходили только по выходным и праздникам. В будние дни впрягали лошадей. Только весной 1838 года паровоз окончательно заменил лошадь.
ВОДОМЕРНЫЕ ПОСТЫ
С 1715 года по велению Петра 1 на Неве начали регулярно измерять уровень воды. У Петропавловской крепости установили металлическую рейку с делениями – футшток.Чуть позже такие же измерения стали производить у Адмиралтейства В 1877 году напротив Горного института организуется более совершенный пост, снабженный прибором, записывающим на ленте колебания уровня воды в реке. Пост у Горного института считается основным для измерения уровня Невы. Интересно заметить, что средний уровень воды здесь (ординар) выше на одиннадцать сантиметров среднего уровня Финского залива возле Кронштадта.
Существует водомерный пост и на берегу Мойки возле Синего моста. В Российской Федерации принята так называемая Балтийская система отсчета абсолютных высот от нуля Кронштадского футштока. На Обводном канале в каменной башенке поплавок на поверхности воды соединен с самопишущим прибором – мареографом, который и фиксирует колебания уровня. Сообщение о том, что «уровень воды в Неве 2,5 м БС», означает: абсолютный подъем воды в Неве составляет 2,5 метра по Балтийской системе.
Продолжение по букве В уже вечером!
- Предыдущая глава
- В начало
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!