Третьего дня посмотрел фильм Дуэлянт. Удивился. Прочел несколько отзывов в интернете. Удивился еще больше.
Фильм помешает нас в Санкт-Петербург второй половины XIX века. Кругом, как положено:
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки, …
Но общая эстетика кадра наполнена Лондоном из фильма Гая Ричи «Шерлок Холмс». Посмотрите на кадр из фильма Гая.
Примерно такой же мост, а может и этот, демонстрируется в фильме много раз. Я бывал в Питере и точно знаю, что мостов с такими высокими быками там нет.
А теперь кадр из Дуэлянта. В кадре недостроенная секция моста через Неву в форме вытянутого креста. На самом деле секции мостов имеют форму буквы Т.
Таким образом я ожидал динамичного экшена со стрельбой из дуэльных пистолетов в стиле Рембо, роковых красавиц авантюристок, мирового зла в антагонистах, всепроникающего викторианского стиля (+ чуть славянофильства для экзотики) и небольших намеков на Старую школу. Все-таки много кино было снято по русской классике.
Но меня ждало разочарование. В антагонистах главного героя Машков, который играет хмурого Бальзаминова. У Бальзаминова нет денег, и он решает выгодно женится, но желательно на молодой. У Бальзаминова есть куча долгов, а отдают только трусы, поэтому он нанимает бретера и убивает всех кредиторов. У Бальзаминова профит. Бретером работает главный герой через посредника. В один прекрасный момент главный герой сходит с резьбы и убивает своего нанимателя Бальзаминова.
При этом через руки героев фильма проходят просто астрономические суммы по ценам того времени. И все приправлено тоннами пафоса, которых бы хватило на взвод космодесанта Ультрамаринов. Кстати, о пафосе и десанте. Периодически фильм помещают в декорации дворянского собрания, которые видимо остались от какой-то фантастики.
Но больше всего в фильме меня покорили две вещи.
Первая это оборотная сторона буклета. Она очень ярко иллюстрирует «Россия, которую мы потеряли»
С самого верха написано: «Вызвать дворянина на дуэль может только дворянин. «Обиду от царя можно стерпеть, обнаглевшего купца – сдать в полицию, охамевшего слугу – прибить палкой».
И второе. Я понял источники вдохновения Андрея Кравчука. В фильме Викинг главный герой огуливает пред всем народом Рогнеду не снимая сабли. А корни этого тут.
В карете без штор, средь бела дня, чуть ли не на Невском. Вот кто придумал такой чудесный ход, раскрывающий главных героев во всей красе.