Найти тему
Высший Разум

4 советских ученых, которые должны были получить Нобелевскую премию

СССР лидировал во многих областях науки, что вынуждены были признавать и на Западе: советские ученые не раз становились лауреатами престижных международных наград. Однако из-за идеологического противостояния и «железного занавеса» далеко не все научные достижения советских ученых оценили по заслугам. Многие из них были достойны Нобелевской премии, но так и не получили ее.

Прорыв в лечении атеросклероза

В 1937-м Нобелевскую премию по физиологии или медицине мог получить советский патолог Николай Аничков. Он открыл роль холестерина в развитии атеросклероза — одного из самых распространенных заболеваний, которое влечет за собой ишемическую болезнь сердца (и, как следствие, инфаркт миокарда). Аничков, изучив стадии развития, прогресса и регресса атеросклеротических бляшек, пришел к выводу, что они появляются из-за проникновения липидов (главным образом холестерина) в стенки сосудов.

Это открытие помогло разработать новые методы лечения сердечно-сосудистых патологий, однако Нобелевскую премию Аничков так и не получил. Зато в 1964-м ее получили западные ученые К. Блох и Ф. Линен за подтверждение теории Аничкова.

Основы электрохимии

Создатель советской электрохимической научной школы Александр Фрумкин тоже мог получить Нобелевскую премию. Он совершил множество научных открытий, на основании которых появился новый раздел современной теоретической электрохимии — кинетика электродных процессов. Его работы значительно повлияли на разработку и синтез новых химических источников тока и топливных элементов, на развитие хемотроники и радиационной химии, на работы в области органических полупроводников.

Он выдвигался на соискание престижной награды как минимум 11 раз с 1946-го по 1966-й, но так и не получил ее.

Революция в ускорении заряженных частиц

В 1944-м другой советский ученый, Владимир Векслер, открыл и теоретически обосновал принцип автофазировки, который стал настоящей революцией в области проектирования и строительства ускорителей заряженных частиц. На основе автофазировки созданы все современные ускорители на высокие энергии (синхротроны, синхрофазотроны, синхроциклотроны, микротроны), нужные физикам для изучения микромира. Знаменитый Большой адронный коллайдер своим существованием обязан именно Векслеру.

Но Нобелевскую премию ученый не получил, хотя, согласно архивам, был номинирован на нее неоднократно. Через год после открытия Векслера принцип автофазировки был независимо переоткрыт американским ученым Эдвином Макмилланом. Макмиллан, впрочем, узнав, что его опередили, признал первенство советского ученого.

Новый метод радиоспектроскопии

Все шансы получить Нобелевскую премию были и у советского физика Евгения Завойского. Он открыл электронный парамагнитный резонанс (ЭПР) — один из методов радиоспектроскопии, позволяющий обнаружить частицы, содержащие неспаренные электроны. ЭПР-метод привел к выдающимся открытиям в физике магнитных явлений, физике твердого тела, физике жидкостей, неорганической химии, биологии и медицине.

Однако автор открытия Нобелевской премии не удостоился, хотя с 1958-го по 1966-й попадал в список номинантов на соискание престижной награды как минимум 8 раз, причем сразу по двум дисциплинам — физике и химии. Интересно, что в 1953-м американские ученые Э. Парселл и Ф. Блох получили Нобелевку за открытие «родственного» ЭПР метода — ядерного магнитного резонанса, что стало возможным лишь благодаря открытию Завойского.

Подписывайтесь и читайте о самых дорогих научных проектах в истории!