Найти тему
SAMCOM

4 экспериментальных грузовика времён СССР

Оглавление

Минигрузовик на базе мотоцикла, многоцелевой автомобиль-амфибия и самосвал с половиной кабины. Все эти транспортные средства – результаты экспериментов в Советском Союзе, которые были обычным делом для страны во второй половине XX века. И не только в военной сфере, но и гражданской.

В этом материале мы собрали самые интересные, на наш взгляд, автомобили, которые так и не были запущены в серийное производство, но всё равно оставили свой след в истории отечественной автомобильной промышленности.

1. КМЗ-1 «Киев»

Эксперимент крупнейшего мотозавода в Европе – Киевского мотоциклетного завода. На самом деле этот минигрузовик не был полностью сделан на базе мотоцикла, но всё-таки его деталями обзавёлся. Например, первый образец КМЗ-1 «Киев», который вышел с завода в 1959 году, получил в дар двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750. А вот рулевое управление и тормоза были позаимствованы у «Москвича-402»

Всего было выпущено несколько модификаций минигрузовика. И все они разные. Так в 1960 году вышел КМЗ-3 «Киев» в трёх экземплярах с тем же двигателем, двухместной алюминиевой кабиной, деревянной грузовой платформой, тормозами и рулевым механизмом от «Запорожца». Следом в 1961 году уже фургон КМЗ-4 «Киев» – он отличался от своего предшественника цельнометаллическим кузовом. А в 1962 году вышел КМЗ-5 «Киев». Последняя версия предназначалась для армии, так как имела упрощённую конструкцию с открытой кабиной. У неё, кстати, был минимальный вес из всех модификаций – 525 кг против стандартных 550.

Грузоподъёмность минигрузовиков разных лет варьировалась от 500 до 600 кг.

К сожалению, денег на то, чтобы переделать КМЗ под выпуск таких мини-автомобилей, у завода не нашлось. По этой причине проект пришлось свернуть.

2. МАЗ-510

-2

Своеобразный автомобиль, который был создан на базе МАЗ-503 в 1965 году до того момента, пока он не был запущен в массовое производство. Его главная «фишка» и отличие от своего прародителя – одноместная кабина. Сделана она была для того, чтобы сэкономить металл, который затрачивается на изготовление МАЗ-500-х. Ну и попутно улучшить видимость водителю самосвала. Но, к сожалению, эксперимент не увенчался успехом.

Количество металла, которое уходила на изготовление кабины для МАЗ-510, оставалось прежним, зато пришлось дополнительно изготавливать новые штампы, новые детали, которые только усложняли производство и, соответственно, делали его дороже. И это без учёта того, что работать в такой кабине было сложно – она оказалась слишком узкой.

Всего было изготовлено четыре модификации автомобиля: МАЗ-510, МАЗ-510Б, МАЗ-510В и МАЗ-510 Г. Они отличались лишь мелкими доработками. В итоге так ни одна из вариаций не дошла до конвейера, а в серийное производство ушёл МАЗ-503, с которого и начались эти эксперименты.

3. ЗИЛ-132П

-3

Грузовик-амфибия, который был создан в ходе эксперимента специального конструкторского бюро ЗИЛ по созданию многоцелевого плавающего автомобиля повышенной проходимости. ЗИЛ-132П был выпущен в единственном экземпляре в 1969 году.

Его собрали из того, что было. И не в смысле из остатков, а в смысле, что его изготовили из множества деталей других моделей ЗИЛ. Так, например, двигатель был взят от ЗИЛ-375, сцепление от ЗИЛ-130, коробку передач от ЗИЛ-158, а трёхместную кабину от ЗИЛ-1Э5Л.

Передвигался в воде он с помощь водомёта. А корпус его был изготовлен из стеклопластика, что как раз и позволяло ему «плавать». Грузоподъёмность грузовика была небольшая – всего 4 тонны, но этого хватило, чтобы доставить, то же самое военное оборудование.

Так как этот автомобиль был создан по собственной инициативе конструкторского бюро завода, а не по заказу каких-либо органов власти или предприятия, то грузовик не заинтересовал ни военных, ни гражданских. По этой причине стать массовым он так и не смогу.

4. ЗИС-Э134

В 1950-х годах власти Советского Союза всё также продолжали готовиться к военным действиям. Министерство обороны на тот момент видела большую недоработку в области доставки военных грузов. Да, гусеничные автомобили имели высокую проходимость, но были медленными, а автомобили на колёсах быстро передвигались по дорогам, но не справлялись, если груз необходимо было доставить, преодолевая ухабы.

По этой причине двум ведущим заводам СССР – ЗИС и МАЗ – Минобороны страны поручили создать автомобили, которые бы успешно справлялись с разными задачами. Именно так появился ЗИС-Э134, а если бы быть точными, то ЗИС-Э134 «Макет 1» и «Макет 2».

Первоначально эти автомобили не были предназначены для массового выпуска, скорее для обкатки разработок, которые бы позволили произвести идеальный автомобиль для доставки грузов в военных условиях.

Первая версия автомобиля была создана в 1955 году. Она представляла собой полноприводную четырёхосную машину с колёсами огромного диаметра, которая была способна доставлять до 3 тонн груза и брать на буксир прицепы массой около 6 тонн. Он состоял из готовых узлов и деталей других транспортных средств. Во время испытаний он доказал жизнеспособность идеи, но также помог выявить существенные минусы, которые были исправлены в следующей версии – «Макет 2».

Следом за первым была выпущена второй вариант ЗИС-Э134. Он был совсем не похож на предыдущий: он оказался плавающим. Поэтому его первоначальный корпус пришлось изменить в угоду новым планам, а также усовершенствовать другие элементы конструкции. Правда, некоторые особенности предшественника были сохранены. Например, гидроусилитель руля на готовых комплектующих и четырёхосновная ходовая.

Оба автомобиля стали образцами для обкатки технологий. И если первый так и не нашёл воплощение в будущем, то второй стал прародителем других автомобилей-амфибий, выпускаемых ЗИЛ.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.

Авто
5,66 млн интересуются