- Некоторые думают, что если человек верующий, то он абсолютно защищен. Нет, в какой-то мере иногда Господь попускает, может быть, для очищения, потому что хоть немножечко, но какое-то тщеславие у нас у всех есть. А если человек обладает великими дарованиями, неизбежно где-то глубоко в душе какой-то червячок такой появляется, который говорит: «Ну, ты ж не такой, как все».
Мы знаем, что апостол Павел тоже физически страдал от какой-то серьезной болезни, потому и говорил: «Дан мне пакостник в плоть, чтобы пакости мне делал, дабы я не превозносился чрезвычайностью откровений» (ред. - см.: 2 Кор. 12:7).
Ни один человек, обладая высочайшими дарованиями от Бога, не застрахован от действия демона гордыни, который орудует незаметно. И человек, чувствуя, что он в какой-то мере, даже в большой, отличается от других, что он имеет такие дарования, которые имеют единицы, конечно, не может не подумать в какой-то момент: «А все-таки я немножечко, но получше других». Это незаметное ощущение, даже не мысль, а какое-то внутреннее чувство самозначимости может уничтожить все плоды духовные. И поэтому великим подвижникам Господь часто попускал какие-то тяжелые болезни и искушения.
Мы помним, что Серафим Саровский страдал очень сильно, когда ему проломили череп, и вот с таким проломленным черепом он и прожил последние годы жизни — согбенным. Мы знаем, что Амвросий Оптинский, который исцелял тысячи людей, к нему приходивших, сам болел в течение сорока трех лет и часто настолько плохо чувствовал себя, что принимал людей лежа — не мог стоять, но сдерживал эту боль, обливаясь пóтом, пытался ее пересилить так, что весь был насквозь мокрый, и с него по пять раз в день мокрые рубашки снимали.
И мы знаем много других святых, которые сильно болели, при этом, обладая даром исцеления, исцеляли других, но сами очень страдали. Вот из последних я могу назвать человека, которого двадцать лет знал лично, общался с ним. Этот человек реально исцелял людей и на моих глазах, и я знал тех, кого он исцелил от неисцелимых болезней, в том числе от рака.
До этого он подвизался в горах Абхазии, а впоследствии служил в греческом городке Цалка в центральной Грузии, высоко в горах. Этот городок находится на высоте 1600 метров, там греческое население (ред.: до распада СССР Цалка был единственным городом в Советском Союзе, населённым только греками. В школах преподавание велось на русском языке, а греческий язык изучался как иностранный вместо английского. В настоящее время греческое население почти полностью эмигрировало на историческую родину).
А поскольку сам отец Савва был грек по происхождению, родившийся в Абхазии, он служил в этом городке. Его Патриарх направил туда, потому что он был этническим греком, а в Цалке тоже жили греки. Вот этот человек действительно обладал дарами и прозорливости, и исцелений, что я сам лично видел, но при этом он очень сильно болел. Особенно последние два с лишним десятка лет он очень сильно болел. Он еле-еле ходил, у него были страшные боли, от которых он иногда, можно сказать, даже кричал. И тем не менее, он при этом на моих глазах исцелял людей. Сам болел, а других исцелял. Вот так иногда Господь попускает, чтобы не превозносился человек своими сверхъестественными дарами от Бога.
Но если человек неверующий, он абсолютно не защищен, с ним можно сделать все, что угодно. Если он верующий, у него все-таки будет защита благодатью Святого Духа.
- Батюшка, извините, но, послушав эту часть беседы, нас сразу же спросят: «А как защищаться?» Очень модно и популярно, и просто сделать – сходить на отчитку: сходил на отчитку — и все хорошо.
- Ну, такие люди хотят фактически таблетку получить от священника, как от врача, проглотить ее и ничего не делать для своего спасения, просто освободиться от демона. В наше время Господь не дает такой возможности, и я не знаю фактически ни одного экзорциста, который читает заклинательные молитвы и якобы изгоняет демона, и чтобы после этих отчиток люди действительно освободились от мучительства, от насилия демонов на их тело и психику. Я таких людей не знаю. Но есть те, которые занимаются отчитками, однако толку я в этом не вижу никакого. Люди часто приходят в Душепопечительский центр Иоанна Кронштадтского, в котором пытаются реабилитировать и часто реально помогают людям, которые попали под воздействие оккультное, демоническое и повредились в чем-то. Они приходят туда, но потом говорят, что после отчиток им стало хуже, — это демоническое воздействие усилилось. А вот реальных случаев исцеления я, честно говоря, не знаю. В наше время люди должны самостоятельно потрудиться, чтобы избавиться от нечистого духа, от этого воздействия демонического. И поэтому «таблетка под язык» не действует.
Когда-то отец Адриан (Кирсанов) из Псково-Печерского монастыря изгонял демонов, и он говорил: «Я видел реально». Я помню его с 1982 года и видел его отчитки. Действительно, он помогал: бесы выходили из людей. Да, человек получал исцеление от каких-то тяжелейших психических состояний, болезней, становился абсолютно нормальным без всяких лекарств, без психиатров. Почти все, за редким исключением, психические болезни являются разными формами воздействия демонов на психику человека. Так вот, отец Адриан помогал, а потом говорит: «Ко мне эти люди возвращались через год-два в еще худшем состоянии. И я понял, что бессмысленно это делать, потому что я изгоняю демонов, человеку становится легко, и он продолжает ту же греховную жизнь, которой жил до того, как пришел ко мне».
Но как мы знаем из Евангелия, если демон выйдет из человека, через некоторое время он возвращается, чтоб посмотреть свой домик, откуда он вышел. И если находит, что домик этот пуст и там нет благодати Святого Духа, он не заполнен ничем, а тем более человек еще продолжает грешить, то демон, который жил там, берет с собой семь злейших себя духов, то есть высших по чину, и возвращается.
Как мы знаем, у демонов такие же девять чинов, как и у ангелов, потому, что это тоже ангелы, только падшие. И вселяются уже не один, а восемь — и тот, который был, и еще семь дополнительных — «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:45). Вот когда отец Адриан увидел это, он просто перестал заниматься экзорцизмом, перестал принимать людей, перестал изгонять демонов. Потому что люди не меняются. Вот именно поэтому сегодня Господь и не дает людям таких старцев, которые могли бы изгонять: это приводит к еще более усиленному воздействию демонов на человека, то есть ему становится еще хуже.
Если человек хочет исцелиться, он должен начать вести реально православную жизнь, то есть, исповедоваться чисто — генеральную исповедь за всю свою жизнь, во-первых, сразу. И потом регулярно исповедоваться, чтобы убрать ту грязь грехов, которая накапливается, как пыль ежедневно накапливается на подоконнике, и если не вытирать его в течение месяца, там уже будет такой слой, можно будет написать пальцем какое-то слово. Вот также точно на душе накапливается, и регулярно смывать эту грязь необходимо исповедью. И если этот человек начинает участвовать в жизни Церкви, то регулярно посещает храм, регулярно причащается, конечно, и использует Таинство елеосвящения, или, как его называют, соборования, потому что это именно сугубая молитва о болящих , о тех, которые болеют и физически, и духовно. Об этом молитвы все, а вовсе не о том, чтоб человек побыстрее умер. Так некоторые думают, что соборуют только перед смертью. Ничего подобного! Там ни одной молитвы о смерти нет, там, наоборот, все молитвы только об исцелении, то есть просьба к Богу о духовном и физическом исцелении. И вот если человек начинает жить по-христиански, мыслить по-христиански, он начинает понимать свою веру, изучать ее, знать ее — не просто где-то что-то услышал, а должны быть реальные знания и в какой-то мере догматического богословия. Сейчас это доступно любому человеку. Все сейчас поголовно грамотные, все умеют читать, все имеют, как минимум, среднее образование, поэтому стыдно христианину не знать свою веру. Как минимум, катехизис он должен знать назубок, как минимум, должен прочитать от корки до корки «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского, хотя бы вот этот минимум. И читать книги святых отцов. Вот тогда человек начинает веровать уже сознательно, не интуитивно.
Как многие современные христиане веруют? Вот поскребешь их ноготочком снаружи, как, например, редиску — если ее поскрести, снаружи она красная, а внутри-то она белая, — то обнаружишь, что снаружи-то вроде христианин, а внутри язычник типичный, а иногда даже и индуист. Разговаривал с разными христианами, с прихожанами, и вдруг оказывается, что они не верят в то, что после смерти будет Суд Божий и вечная жизнь. Они говорят: «Нет, я не принимаю такого учения, я верю в перевоплощение, что постепенно, через ряд перевоплощений я буду становиться лучше, и лучше , и лучше, и в конце концов, уже где-то там в нирване какой-то буду».
А человек ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается. Но это типичный индуист, фактически — язычник. Таких очень много. Они не знают своей веры христианской. Поэтому если человек в такой мере христианин, он, конечно, не получит исцеления. Он будет ходить на все эти отчитки, он будет причащаться, собороваться, но не получит благодати Божией, потому что не знает откровения Божиего. Он не знает ничего об Истинном Боге, о Святой Троице, не понимает, что это такое, не знает о вечной жизни, о том, что будет Суд, как это все будет происходить — ничего этого не знает. Кто такие ангелы, как они воздействуют на человека, как воздействуют падшие ангелы – демоны на человека... Ничего не понимают, ничего не знают и при этом себя считают христианами.
Отцы святые говорят: когда человек гневается, в нем говорит дьявол
Обо́жение человека: "Будьте святы, ибо Я Свят" - видеть сияние нетварного света в ближнем.
***
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.