Шестидесятые годы двадцатого века – это огромное явление в мире культуры. Музыка окончательно стала массовым явлением. Появилась коммерциализация. Такие группы The Beatles, The Rolling Stones стали диктовать моду. Возникли многочисленные фан-клубы и движения. А в 1969 году прошёл первый крупный музыкальный фестиваль – вудсток.
В это время формируется классическое представление о рок-группах, где 4 человека – барабанщик, басист, ритм и соло гитаристы являются равноправными участниками. Они имеют собственный стиль не только в музыке, но и внешнем виде. И сочиняют в большинстве случаев вместе.
Удивительно, как музыка за этот промежуток времени смогла трансформироваться. Вначале десятилетия доминировал поп-рок с лёгкими и непринуждёнными мотивами. На смену пришёл сложный, многогранный и контрастный психоделический и прогрессивный рок. Они стали главными жанрами в конце шестидесятых. Вместе с этим толчок в развитии получил хард-рок, когда впервые стали использовать перегруз.
Помимо всего вышеперечисленного, это ещё и время идеологической борьбы. Музыкальная сфера в Америке и Великобритании развивались по-своему, друг от друга обособившись. Всё изменилось в 1963 году, когда всё те же англичане The Beatles покорили американские чарты. Группы из США в спешке начали искать новые векторы развития. Одни пытались копировать битлов - The Knickerbockers, Garry And The Nightlighters, The Buckingams, другие же искали аудиторию, которая полюбит их такими, какие они есть. Самым ярким примером являются калифорнийцы The Beach Boys.
Почему я решил исследовать рок шестидесятых?
Главным мотивом всех исследований является поиск новой музыки. Любопытно, как в рамках одной временной эпохи [или жанра] развиваются коллективы, пытаются придумать новый стиль. Интересно наблюдать разницу между состоявшимися группами с мировой известностью и локальными бэндами. И в этом плане шестидесятые привлекают внимание. Одни занимали передовые места и становились культовыми, другие распадались после одного неуспешного альбома. Это то время, когда рок-музыка только зарождалась, но уже формировала будущее музыкальной индустрии.
Помимо этого, данная эпоха привлекает разнообразием жанров, в особенности психоделией, прогрессивом и расширенным границами рок-н-ролла. Это то время, когда рок-музыка только зарождалась, но уже формировала будущее музыкальной индустрии. Но даже если этих аргументов мало, то можно просто задаться вопросом: «А что есть помимо битлов?».
Ещё одна причина – тема ностальгии в современной музыке. Сейчас всё чаще можно встретить отзывы это звучит как восьмидесятые, это прямиком из семидесятых. Для того, чтобы иметь возможность провести такое сравнение, необходимо хорошо разбираться в музыке прошлого.
Кого послушал или переслушал
The Rolling Stones; Led Zeppelin; Deep Purple; The Doors; The Velvet Underground; The Who; Pink Floyd; The Beach Boys; The Kinks; The Jimi Xendrix Experience; Frank Zappa; King Crimson; Yes, Jeff Back Group; Free; Humble pie; The Yardbirds; The Animals; Vanilla Fudge; Iron Butterfly; Love; The Left Banke; The Millennium; The Pretty Things; The Troggs; Them; The Creation; The Byrds; Jefferson Airplane; The Zombies; The Monkees.
Общее впечатление
Подавляющее большинство групп играли незамысловатый поп-рок с его некоторыми разновидностями. Это The Who, The Byrds, The Beach Boys, The Monkees, The Zombies, The Left Banke. Отдельно стоит отметить The Kinks, которые заложили основу будущего популярного жанра в девяностых годах – брит-попа. По нему тоже было сделано исследование.
Впечатляют группы, играющие психодел. От их музыки невозможно оторваться. Погружаешься с головой. Вызывает целую бурю эмоций. Это The Jimi Xendrix Experience, The Doors, Jefferson Airplane, The Creation, Vanilla Fudge. Последних Deep Purple называли своими героями.
Но что действительно поражает – это прогрессивный рок, где отсутствуют какие-либо рамки. Здесь песни могут длиться дольше 10 минут, использоваться самые разные инструменты, звуки, искажаться вокал. И всё будет заключено в захватывающую историю. Это Pink Floyd, Led Zeppelin, King Crimson, Yes.
Помимо вышеперечисленных жанров, есть блюз-рок, представителями которого являются Free. Их музыка – неторопливый ритм и сочные соло-партии на гитаре. Led Zeppelin олицетворяют ранний хард-рок с перегруженным звуком и захватывающими дух композициями. Сочетает гаражный рок, рок-н-ролл и психоделию группа с самым романтичным название – Love.
А ещё есть The Pretty Things, которая сильно напоминает The Rolling Stones.
Заключение
В выборе коллективов я отталкивался от наиболее популярных и примерно похожих на них. Очевидно, что так быстро изучить всю эпоху практически невозможно. Поэтому за бортом осталось множество малоизвестных, не долго существовавших или даже не добившихся какого-либо успеха имён.
Впечатления достаточно противоречивые. С одной стороны — мейнстримный поп-рок, который звучал достаточно посредственно. С другой — музыка, не поддающаяся описанию. То есть психоделия и прогрессив. Где-то посередине остаются коллективы, играющие джаз, блюз, рок-н-ролл. Потому ощущения такие категоричные. Некоторая музыка просто не впечатлила и прошла мимо. А есть та, после прослушивания которой впадаешь в оцепенение или экстаз.
В целом, это очень увлекательное время. Время, когда только-только зарождались жанры рок-музыки, но музыканты уже демонстрировали высочайший уровень мастерства и композиторства. Когда слушаешь King Crimson, напрашивается лишь вывод: «А зачем вообще заниматься музыкой, если вот такое сочиняли 50 лет назад?». Чего уже говорить о Pink Floyd или The Beatles.