Андрей Арсеньевич Тарковский считал полиэкран бесперспективным художественным приемом, в силу отсутствия единого центра интереса. По сути, его мнение ничем не отличалось от концепта его учителя, Михаила Ильича Ромма, в фильмах которого каждый кадр был построен так, что вся композиция и все элементы , которые зритель видел в кадре, работали исключительно на точку фокуса, на единственный и главный центр интереса.
Такой подход мы видим часто в живописи эпохи Возрождения, например, у Караваджо, в живописи классицизма, например у Энгра и у передвижников, например, Перова, с той лишь разницей, что конструктивизм и фунционализм 20-х годов, как, например, у Родченко, убрал из изображения огромное количество обертонов, которые не работали напрямую на «главную идею», т.е единый, однозначно ясный центр интереса в кадре, фотографии, картине.
В полиэкранном фильме центров интереса несколько. Полиэкран кратно, по сравнению с привычным кадром, увеличивает событийную плотность повествования. Эту очевидное преимущество понимал Сергей Эйзенштейн. Малоизвестный факт: в мемуарах Эйзенштейна есть описание первого показа «Броненосца Потемкина», - оно велось полиэкраном, для чего в зале были установлены специальные зеркала. Однако в дальнейшем кинематограф мейнстрима отказалсся от использования полиэкранного кинопоказа.
Среди боле-менее современных картин, использующих полиэкран как художественный прием, можно назвать эксперементальный фильм «Тайм-код» режиссера Майка Фиггиса.
Вместе с тем, возможности полиэкранного видео оказались необычайно востребованы рекламным продакшеном. Во-первых, полиэкранные ролики удобно экспонировать на многочисленных проекциях торговых центров, промышленных выставках и т.п., как например, здесь :
Во-вторых, полиэкранное видео обладает необычной суггестией, так как может в одной плоскости совместить несколько временных отрезков, что в обычном кино делается исключительно через параллельный или сходящийся монтаж.
Именно «шутки со временем» — главный ключ использования полиэкрана как художественного приема.
Яркий пример, - рекламный ролик Givenchy с восхитительной британской актрисой Шарлоттой Рэмплинг и дизайнером Марком Джейкобсом.
Автор: Даниил Деведжиев, режиссер, директор и преподаватель Мастерской Арт-Станок