Найти тему

«На окраине села…» В. Астафьев. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

Одной из проблем, которые В. Астафьев затронул в тексте, является проблема отношений между руководителем и подчинёнными. Автор рисует встречу командующего с пехотинцами после боя.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Командующий фронтом относился к подчиненным с пониманием. Рассказывали одну историю о том, как он не отправил провинившихся солдат в штрафную роту, а по-человечески поговорил с ними, убеждая их в том, что когда возьмут Берлин, тогда придет время праздника. А пока нельзя расслабляться. Надо «дюжить» - так сказал командующий. В его словах слышалась забота о подчиненных и гордость за них.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Важным моментом для иллюстрирования проблемы является авторское описание отношения рядовых к начальнику. Вначале солдаты встретили командующего фронтом боязливо, но после общения с ним им понравилась простота командующего и его рассудительные честные признания по поводу похорон немецкого генерала. Он мудро и откровенно признался в том, что если у человека нет Бога в сердце, то сердечного отношения к людям от него ждать нечего. Солдаты увидели командующего фронтом уставшим, убитым горем и простуженным человеком. Когда он уехал, все «подавленно молчали».

Таким образом, два примера из фронтовой жизни дополняют друг друга и раскрывают взаимоотношения военачальников и подчиненных.

Авторская позиция

В. Астафьев показал молодому поколению, не знавшему войны, поведение военачальников и подчиненных. Солдаты убеждаются в том, что это простой, искренний, мудрый человек, который тоже мог уставать и болеть.

Собственное мнение

Прочитав текст, я поняла, каков реальный облик военачальника и их подчиненных и их взаимоотношения. Познать реальную суровую прозу войны о поведении командиров и подчиненных можно в повести Б. Васильева «В списках не значился». Молодой боец Вася Волков оказался среди бойцов, которых завалило в катакомбах. Командиром был лейтенант Николай Плужников. Однажды Волков увидел, как Плужников застрелил Федорчука, который шел сдаваться в плен. Молодой солдат не понимал такого поступка. Федорчук относился к Васе как старший, заботился о нем. После этого случая Волков стал бояться командира Плужникова и однажды исчез. Вновь Плужников увидел его через некоторое время и понял, что тот лишился рассудка. Увидев Плужникова, Вася оттолкнул его и побежал в сторону немцев, которые застрелили его. Так нарушилось душевное равновесие человека, впервые призванного в армию накануне войны. И Плужников как командир не успел ничем ему помочь.

Таким образом, командиры должны брать ответственность за своих подчиненных. Они должны быть опытными, честными, человечными людьми. И встречи подчиненных и командиров должны вселять веру в рядовых солдат.

Вывод

Итак, В. Астафьев открыл перед молодым поколением реальные истории взаимоотношений военных. От таких книг веет правдой жизни, и читателю становится понятно, что рядовые солдаты видят в командующем справедливого, мудрого, честного, простого человека.

ТЕКСТ

На окраине села, возле издолблённой осколками, пробитой снарядами колхозной клуни, крытой соломой, толпился народ. У широко распахнутого входа в клуню нервно перебирали ногами тонконогие кавалерийские лошади, запряжённые в крестьянские дровни. И откуда-то с небес или из-под земли звучала музыка, торжественная, жуткая, чужая. Приблизившись к клуне, пехотинцы различили, что народ возле клуни толпился непростой: несколько генералов, много офицеров и вдруг обнаружился командующий фронтом.
— Ну занесла нас нечистая сила... — заворчал комроты Филькин.

У Бориса Костяева похолодело в животе, потную спину скоробило: командующего, да ещё так близко, он никогда не видел. Взводный начал торопливо поправлять ремень, развязывать тесёмки шапки. Пальцы не слушались его, дёрнул за тесёмку — с мясом оторвал её. Он не успел заправить шапку ладом. Майор в жёлтом полушубке, с портупеей через оба плеча, поинтересовался, кто такие.
Комроты Филькин доложил.
— Следуйте за мной! — приказал майор.

Командующий и его свита посторонились, пропуская мимо себя мятых, сумрачно выглядевших солдат-окопников. Командующий прошёлся по ним быстрым взглядом и отвёл глаза. Сам он хотя и был в чистой долгополой шинели, в папахе и поглаженном шарфе, выглядел среди своего окружения не лучше солдат, только что вылезших с переднего края. Глубокие складки отвесно падали от носа к строго сжатым губам. Лицо его было воскового цвета, смятое усталостью. И в старческих глазах, хотя он был ещё не старик, далеко не старик, усталость, всё та же безмерная усталость. В свите командующего слышался оживлённый говор, смех, но командующий был сосредоточен на своей какой-то невесёлой мысли.

И всё звучала музыка, хрипя, изнемогая, мучаясь.
По фронту ходили всякого рода легенды о прошлом и настоящем командующего, которым солдаты охотно верили, особенно одной из них. Однажды он якобы напоролся на взвод пьяных автоматчиков и не отправил их в штрафную, а долго вразумлял.
— Вы поднимитесь на цыпочки — ведь Берлин уж видно! Я вам обещаю: как возьмём его — пейте сколько влезет! А мы, генералы, вокруг вас караулом стоять будем! 3аслужили! Только дюжьте, дюжьте...
— Что это? — поморщился командующий. — Да выключите вы музыку

Следом за майором стрелки вошли в клуню, проморгались со свету... На снопах белой кукурузы, засыпанной трухой соломы и глиняной пылью, лежал погибший немецкий генерал в мундире с яркими колодками орденов, тусклым серебряным шитьём на погонах и на воротнике. В углу клуни, на опрокинутой веялке, накрытой ковром, стояли телефоны, походный термос, маленькая рация с наушниками. К веялке придвинуто глубокое кресло с просевшими пружинами, а на нём — скомканный клетчатый плед, похожий на русскую бабью шаль.
Возле генерала стоял на коленях немчик в кастрюльного цвета шинели, в старомодных, антрацитно сверкающих ботфортах, в пилотке, какую носил ещё Швейк, только с пришитыми меховыми наушниками. Перед ним, на опрокинутом ящике, хрипел патефон, старик немец крутил ручку патефона, и по лицу его безостановочно катились слёзы...

Командующий с досадой шмыгнул носом. Повелительно приказал:
— Схоронить генерала, павшего на поле боя, со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее. Хотя прочего не можем, — командующий отвернулся, опять пошмыгал носом. — Панихиду по нему в Германии справят. Много панихид.

Кругом сдержанно посмеялись.
— Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. 3а то, что Бога забыл.
— Какой тут Бог? — поник командующий, утирая нос рукавицей. — Если здесь не сохранил, — потыкал он себя рукавицей в грудь, — нигде больше не сыщешь.

Борису нравилось, что сам командующий фронтом, от которого веяло спокойной, устоявшейся силой, давал такой пример благородного поведения, но в последних словах командующего просквозило такое запёкшееся горе, такая юдоль человеческая, что ясно и столбу сделалось бы, умей он слышать: игра в благородство, агитационная иль ещё какая показуха, спектакли неуместны после того, что произошло вчера ночью и сегодняшним утром здесь, в этом поле, на этой горестной земле.

Командующий давно отучен войной притворяться, выполнял он чей-то приказ, и всё это было ему не по нутру, много других забот и неотложных дел ждало его, и он досадовал, что его оторвали от этих дел. Мёртвых и пленных генералов он, должно быть, навидался вдосталь.
Командующий что-то буркнул, резко отвернулся, натянул папаху на уши и, по-крестьянски бережно подоткнув полы шинели под колени, устроился в санях.
Что-то взъерошенное и в то же время бесконечно скорбное было в узкой и совсем не воинственной спине командующего, и даже в том, как вытирал он однопалой солдатской рукавицей простуженный нос, виделась человеческая незащищённость. Так и не обернувшись больше, он поехал по полю. Сани качало и подбрасывало на бугорках, полозьями обнажало трупы.
Кони вынесли пепельно-серую фигуру командующего на танковый след и побежали бойчее к селу, где уже рычали, налаживая дорогу, тракторы и танки. И когда за сугробами скрылись лошади и тоскливая фигура командующего, все долго подавленно молчали.
(По В.П. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — советский и российский писатель, драматург, эссеист.

Статьи автора

-2

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки