Что привезли из Греции Серов и Бакст, кто из русских художников жаловался на дельфийских комаров и куда отправился Шагал в свадебное путешествие. Узнайте вместе с туроператором «Пантеон», где в Греции искали вдохновение русские художники и чем это обернулось для искусства.
В первой части мы рассказали, как Греция повлияла на творчество Брюллова, Айвазовского, Врубеля.
Бакст и Серов – дружба и театр
Можно предположить, что именно в поездке 1907 года Лев Бакст, которого называли эмоциональным, открытым и лёгким, и сдержанный и слегка угрюмый Валентин Серов стали настоящими друзьями.
Бакст изучал античное искусство задолго до поездки и накануне отправления писал:
«Еду. Мыслей определенных никаких, сумбур, испуг перед "настоящей" Грецией, растерянность! Что-то скажет Греция?!».
Но кто из нас не волновался перед первой встречей с Грецией!
Маршрут проходил через Киев, Одессу и Константинополь в Афины, Дельфы, Патры, Кандию, Олимпию, Микены, на Крит и Корфу. Оба художника постоянно телеграфировали своим жёнам о впечатлениях, а Бакст позже выпустил книгу о совместном путешествии.
Источник иллюстраций из книги Льва Бакста «Серов и я в Греции: дорожные записи» – канал «Очень Древняя Греция». Рекомендуем!
Серов был поражён в самое сердце ещё в Афинах:
«Акрополь нечто прямо невероятное. Никакие картины, никакие фотографии (не в силах) передать этого удивительного ощущения от света, легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив, зигзаги холмов. Удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, с уютностью».
Бакст тоже восхищён:
«Море всюду дивное, как зеркало. Рисовал силуэты надвигающейся Греции. Сегодня Акрополь – такой сплошной восторг. Серов говорит, "плакать и молиться" хочет. Туда попали к вечеру, прямо неописуемо».
Бакст всюду возил с собой огромный фотоаппарат, но Серов отказывался фотографироваться сам и фотографировать друга. Такое можно простить, когда друг – художник.
Из Греции они привезли альбомы путевых зарисовок, Бакст написал свою монументальную Terror antique и решил окончательно посетить себя театру, а Серов во время посещения Кносского дворца на Крите задумал своё знаменитое «Похищение Европы», которое в итоге написал в 6 вариантах.
Василий Поленов – трэвел-блогер
Поленов немало покатался по миру, и не мог обойти вниманием Грецию. Первая поездка по странам Ближнего Востока и Греции в 1881-1882 годах обернулась в итоге «Античным пейзажем», где соединяются воображение и реальность.
В 1911-м он снова отправляется в греческое путешествие и по привычке ведёт путевой дневник:
13/26 июля 1911. Корфу
Стоим 5 часов, на остров не пускают, ибо карантин холеры, которая, говорят, очень сильна в Палермо. А интересно было бы взглянуть на остров смерти Бёклина и Виллу Ахиллеса… Вечер тихий, небо звёздно, море между островами спит.
16/29 июля 1911. Афины
Афины теперь большой европейский город, с чудными греческими зданиями. Вчера и сегодня утро провели на Акрополе. Очень жарко, тем не менее я работаю. Вообще живопись очень облегчает мне утомление пути, а за последние дни и от жары, и от всего виденного оно растёт… Завтра едем в Дельфы…
17/30 июля 1911. Дельфы
Из Афин в Дельфы на маленьком пароходе; море чудное. Там в коляске три часа. Небольшая, но интересная и таинственная развалина у самой стены Парнаса (Федриады). Ущелье, в котором жил Пифон, а теперь из которого течет кастальский источник, очень впечатлило, и этюд как будто удался.
Когда я писал вид на долину Плейстос, подошел небольшой эллин, лет восьми, с белокурыми волосами и голубыми глазами (сначала я думал, что эллинка, потому что костюм был длинный, передник, как носят французские дети). Он внимательно следил за работой, но когда я положил синий тон гор в глубине долины, он громко расхохотался и убежал; потом объяснилось, что он был очень доволен, что их горы вышли такими похожими. Вообще поездка удалась…
Но что здесь на юге отвратительно, и в Испании, и в Италии, а в особенности в Греции, — это насекомые: совсем не дают спать. Это всего утомительнее. Тут и блохи, и мошки, и еще какие-то звери, но главное — это комары. Они хуже наших, что почти не поют и быстрее летают, так что поймать невозможно. Я спасаюсь борной водой на вате — чудное средство.
Шагал, Одиссей и балет
Марк Шагал был в Греции дважды – в 1952 и 1954 году, посещал Афины, Дельфы и остров Порос, в том числе вместе с супругой – «Вавой», Валентиной Бродской, в медовый месяц. Результатом последней поездки стал набор из 82 литографий об истории Одиссея, из них 43 – цветные.
А ещё греческое наследие Шагала – это иллюстрированная книга, керамика, декорации и костюмы для балета «Дафнис и Хлоя» и еще 42 литографии. Говорят, что в этих работах Шагал «изобрел синий и зелёный заново».
Выставка «Земля богов. Марк Шагал и греческий мир» проходила в этом году в Национальном музее Марка Шагала в Ницце. Пока музеи закрыты, можно посмотреть видео с выставки:
Подписывайтесь на наш Instagram – интересные факты и только свои фото из путешествий.