Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как Марс раньше изображали в искусстве

Небесное тело, во все времена больше других будоражившее воображение землян – Марс… Настолько близкий, что можно посмотреть на фотографии его дюн и закатов. Настолько далёкий, что никаким привычным транспортом туда не добраться. Первая планета, освоенная фантастами: ещё даже не появился термин «научная фантастика», как в 1880-м году англичанин Перси Грег отправил на Марс героев своего романа «Через зодиак». Кинематограф ещё только делал свои первые шаги, когда Томас Эдисон снял в 1910 году экспериментальную короткометражку «Путешествие на Марс». Число произведений, посвящённых красной планете, неизмеримо. Сегодня человечество строит планы его колонизации, поэтому вспомним некоторые творения о нём.

1. Симфоническая музыка: Густав Холст «Планеты» (1914-1916)

Симфоническая сюита английского композитора, посвящённая семи известным в то время планетам солнечной системы. Вдохновение Холст черпал в астрологических трактатах. Наибольшей популярностью у публики всегда пользовалась первая часть сюиты, названная «Марс, вестник войны». Тяжёлая и торжественная, положенная на маршевый ритм, словно предсказывавшая скорую Первую мировую, впоследствии цитировалась сотнями хардроковых и хэвиметаллических групп. В 30-е годы на музыку Холста английским хореографом Энтони Тюдором был поставлен балет, который стал, таким образом, первой танцевальной постановкой на космическую тему.

2. Литература: Филипп К. Дик «Сдвиг времени по-марсиански» (1964)

В своих марсианских пейзажах во многом оттолкнувшись от Рэя Бредбери, Дик создал свой облик красной планеты и смог так плотно заполнить захватывающий сюжет научными и моральными концепциями, что роман способен вызвать настоящее головокружение, особенно у тех, кто берёт книги Дика в руки впервые. Психические заболевания и предсказания будущего, судьба и свобода воли, путешествия во времени и андроиды… И, наконец, вечный вопрос Дика: из чего соткана эта реальность?

"На планете с такой маленькой массой, как Марс, где нет никаких источников энергии, если не считать системы грязных каналов, и где даже керосин стоит целое состояние, велосипеды представляли бы существенную экономическую ценность. Можно было бы совершенно бесплатно путешествовать на сотни миль, даже через пустыню. Единственные, кто мог себе позволить турбинный транспорт, работающий на керосине, это жизненно важные службы: монтеры, команды технического обслуживания, ну и, конечно, официальные представители, такие как он сам. Разумеется, существовал и общественный транспорт – трассы гусеничных автобусов соединяли одно поселение с другим. Но автобусы ходили нерегулярно и зависели от доставки топлива с Земли".
"На планете с такой маленькой массой, как Марс, где нет никаких источников энергии, если не считать системы грязных каналов, и где даже керосин стоит целое состояние, велосипеды представляли бы существенную экономическую ценность. Можно было бы совершенно бесплатно путешествовать на сотни миль, даже через пустыню. Единственные, кто мог себе позволить турбинный транспорт, работающий на керосине, это жизненно важные службы: монтеры, команды технического обслуживания, ну и, конечно, официальные представители, такие как он сам. Разумеется, существовал и общественный транспорт – трассы гусеничных автобусов соединяли одно поселение с другим. Но автобусы ходили нерегулярно и зависели от доставки топлива с Земли".

3. Кино: «Робинзон Крузо на Марсе» (1964)

Конечно, фильмов на интересующую нас тему тысячи. Среди них есть и более мастерски снятые. В этой картине, основанной на романе Дефо, один главный герой – астронавт, вынужденный выживать в незнакомой ему обстановке, добывать еду и пропитание, отбивать атаки инопланетных гуманоидов, убегать от извержений гигантских вулканов, согреваться в смертельно холодные зимы – и всё это снято без применения компьютерных технологий, несколько наивно, но от этого ещё убедительнее.

-3

4. Песня: Элтон Джон “Rocket Man” (1972)

Композиция, текст которой отталкивается от сюжетов Рэя Бредбери и описывает работу астронавта в далёком будущем как повседневную рутину, характеризует планету следующим образом:

Марс – не самое подходящее место, чтобы растить детей.
К тому же здесь холодно, как в аду.
Да и некому их здесь растить, если бы они у вас и были.
И во всей этой науке я ничего не смыслю,
Это просто моя работа – пять дней в неделю.


Песня была своеобразным ответом на
Space Oddity Дэвида Боуи (Элтон Джон даже пригласил того же продюсера для записи). Она стала культовой, существуют её перепевки в разных стилях и на различных языках мира. Особое место в их списке принадлежит совершенно безумной версии Уильяма Шетнера, породившей свой особый культ и целую череду пародий.

Ещё на канале:

5. Сериал: «Вавилон 5» (1994-1998)

«Вавилон 5» обычно входит в списки лучших фантастических телесериалов, и хотя действие там происходит в основном на орбитальной станции, Марсу во вселенной «Вавилона 5» принадлежит особое место: именно здесь начинается восстание колонистов против авторитарной власти земного правительства. И именно с Марса берёт начало центральный конфликт героев сериала с их главными антагонистами – Тенями. Планета сохраняет здесь свой канонический облик суровой пустыни, где люди с трудом построили поддерживающие жизнь купола и транспортные туннели.

-4

6. Живопись: А. Соколов «Марс. Через песчаную реку» (1967)

У советского художника Соколова всё творчество посвящено теме галактических исследований. Его отличает сочетание советской романтики подвига, коллективного труда с подробным прописыванием деталей. Некоторые его полотна представляют собой своеобразные сериалы, где последовательно освещаются этапы строительства космической станции, высадки на Луне, Марсе, Венере. Соавтором Соколова в ряде картин был космонавт Алексей Леонов. Он серьёзно повлиял на облик мировой фантастики: его картины давали сюжеты Артуру Кларку.
У советского художника Соколова всё творчество посвящено теме галактических исследований. Его отличает сочетание советской романтики подвига, коллективного труда с подробным прописыванием деталей. Некоторые его полотна представляют собой своеобразные сериалы, где последовательно освещаются этапы строительства космической станции, высадки на Луне, Марсе, Венере. Соавтором Соколова в ряде картин был космонавт Алексей Леонов. Он серьёзно повлиял на облик мировой фантастики: его картины давали сюжеты Артуру Кларку.