Найти в Дзене

Эволюция музыкальной журналистики

Оглавление

В последние годы стали активно развиваться музыкальные интернет-издания в России. Количество форм подачи материала расширилось, помимо основного сайта стали активно использоваться социальные сети. Это помогает быть более актуальными, используя всевозможные инструменты для постинга в интернете. Предпочтение пользователей в сторону аудиовизульного контента дало нам множество новых жанров, в том числе подкасты и выход на новый уровень видеороликов, которые активно используются музыкальными интернет-изданиями.

«В современном мире произошел сдвиг от классической модели СМИ к новым медиа-парадигмам: пользователь теперь – часть коммуникационного процесса, контент – личность медиа, мультимедиа – это новый универсальный язык, здесь и сейчас – единственное доступное время, гипертекст – новая грамматика, знания – новая информация» - Силина Анастасия, исследователь темы музыкальной журналистики.

Повышенная диалогичность с аудиторией - это характерная особенность для онлайн-изданий. У большинства сайтов в интернете есть возможность оставлять комментарии пользователям, которые могут перерастать в крупные обсуждения и образовывать новые инфоповоды. Профили в социальных сетях помогают музыкальным изданиям поддерживать связь и быть ближе к читателям, ведь основной трафик активности находится именно там. На перемены в жанровой системе СМИ влияет множество факторов, в том числе потребности читателя. Основу массовой аудитории составляют люди с клиповым типом мышления, для которых жить в постоянном потоке информации – значит, воспринимать ее через яркие образы. В такой ситуации аналитический жанр отходит на второй план и ему на смену приходят менее информативные и более эмоциональные течения. Это не лучшая тенденция, ведь аналитика подразумевает более рефлексивный подход к музыкальной сфере.

Происходит усиление авторского начала, появление ярко выраженной авторской позиции в жанрах, где она не предполагается, к примеру, в музыкальном отчете.

У распространения интернета и онлайн-изданий есть положительные и отрицательные стороны, мнения у исследователей этой темы разнятся. Кто-то считает, что музыкальная журналистика переживает сильнейший кризис, кто-то видит большие перспективы и новые возможности для освещения событий из сферы культуры. Но то, что интернет-журналистика и музыкальные онлайн-издания - это большая, развивающаяся и востребованная сфера сложно спорить. Мы видим заинтересованность аудитории, которая отражается в большом количестве просмотров и комментариев под публикациями в интернете.

Также не остаются в стороне музыкальные сайты, трафик которых растет. Так, например сайт “The Flow” 1 января 2020 года опубликовал новость о том, что их издание поставило новый рекорд посещаемости - 1 500 000 читателей за декабрь 2019. Для сравнения также была опубликована статистика за декабрь начиная с 2015 года, в котором сайт “The Flow” посетило всего 490 000 пользователей, а в 2018 - 926 000. Это явление демонстрирует постоянный рост популярности музыкальной интернет-журналистики и большие перспективы этой области. Некоторые интернет-СМИ также создают специальные приложения, предназначенные для мобильных устройств и доступные в цифровых магазинах App Store или Google Play. Как правило они распространяются совершенно бесплатно и сочетают весь контент, который производит музыкальное издание. Такое обилие форм подачи информации позволяет применить креативный подход и делает музыкальную журналистику интересной для современного читателя.

Вот, что сказал меломан Семен Лавриненко о том, как он получает новую информацию о музыкальной культуре: «В основном информацию о музыкальных новинках я получаю из социальной сети «ВКонтакте». Там я подписан на разные паблики, листаю новости и посты попадают мне в ленту. Вообще это большая проблема найти какой-то новый источник, я пытался и толком ничего не вышло. Только те издания и блоги, которые я уже когда-то нашел. Интересно бывает зайти на YouTube-каналы Genius, Pitchfork, Vox, Fader, Pensado’s Place и посмотреть какой там делают контент. Это конечно интересно. Если бы не мой барьер в английском языке, то я бы частенько там зависал. Не хватает такого на русском языке, хотя я уверен, что подобные материалы точно бы заинтересовали массовую аудиторию. Как по мне, сфера музыкальной журналистики, да и блогинга тоже в России сильно не развита по сравнению с зарубежными странами. Хоть я и вижу появляющиеся новые СМИ, типо Studio 21, их мало и это все еще не тот уровень».

Еще одним плюсом перехода изданий в интернет является значительно снизившаяся стоимость производства материала. Интернет-СМИ не надо оплачивать многотысячные тиражи, услуги распространения копий номера, арендную плату помещения. Все траты, которые есть у современных интернет-изданий были и у печатных журналов: рабочие кадры, оборудование, производство материала и реклама.

Одним из самых популярных в настоящее время жанров является интервью с артистом, такие видео порой набирают миллионы и десятки миллионов просмотров и вызывают множество дискуссий. Впрочем, популярность жанра интервью характерна не только для людей из музыкальной сферы, актеры, общественные деятели, ученые также являются героями популярных роликов.

Любительская журналистика

Вместе с распространением интернета у людей появилась возможность быть услышанными без помощи других видов СМИ. Радио или телевидение не являются общедоступными видами распространения информации и могут накладывать ограничения на говорящего. Выход в интернет доступен каждому. Также каждый пользователь всемирной паутины может найти свою аудиторию, если он способен удовлетворить ее запросы. Таких людей в интернете называют блогерами, а их аккаунты на различных платформах - блогами. Блоггинг является очень популярным видом деятельности, который может сочетать множество функций. Ключевая особенность всех людей, кто этим занимается является постинг любых аудиовизуальных, текстовых и графических материалов в сеть интернет. Несмотря на то, что блогер как правило не имеет специального журналистского образования он должен обладать некоторыми навыками, свойственными этой профессии. Дефицит достойных авторов может быть обусловлен простотой входа в эту область, из-за чего в интернете существует множество дилетантских и непрофессиональных блогов о музыке. Но все же существуют весьма достойные, которые вносят серьезный вклад в музыкальную осведомленность и образованность всего сообщества. Даже существуют случаи, когда блогеры лучше справляются с работой по обзору нового произведения, нежели журналисты. «Интересно, что более подробный интертекстуальный анализ композиции Noize MC можно встретить у блогеров, которые, в отличие от журналистов, не просто описывают культурные параллели и констатируют драматургию видеоклипа, но и дают прямую авторскую оценку, в то время как в официальных СМИ она чаще всего представлена имплицитно, с помощью создания эмоциональной окраски» - Дина Ускова, исследователь музыкальной журналистики.

Сами пользователи все чаще отдают предпочтение получению информации в социальных сетях. Социальные сети действительно являются более распространенными ресурсами в интернете и включают в себя множество сообществ, которые может просматривать пользователь не уходя с основного сайта. Это удобно, ведь читателю не приходится переходить по многочисленным сайтам, чтобы ознакомить с последними новостями, ему достаточно пролистать новостную ленту, где будут обновления из всех сообществ, на которые подписан пользователь. В связи с большей популярностью социальных сетей многие музыкальные порталы и издания создают профили в различных социальных сетях, где публикуются все новости, вышедшие у них на сайте с ссылкой на страницу. Это один из распространенных приемов, которым пользуются для получения новых читателей, а также повышения лояльности среди аудитории.

Пример адаптации издания

Несмотря на все перемены, которые произошли с музыкальной журналистикой за последние 15 лет находятся издания, которые смогли сохранить стержневую функцию журнала и остаться актуальными. Pitchfork является авторитетным изданием, которое выпускается уже с 1996 года. Они составляют крупные топы, типо “200 лучших альбомов десятилетия” и т. д. К их мнению прислушиваются, кроме сайта у них также есть крупный YouTube-канал, на котором регулярно выходят новые выпуски различных шоу и интервью с артистами. Это издание доказывает, что любой материал в интернете может найти свою аудиторию. Ключевыми факторами в этом является, как всегда, качество подаваемого материала. Конкуренция между журналами существовала всегда и логично, что некоторые не выдерживают борьбы и пропадают из поля зрения читателей.

Общие выводы

В новых условиях положение информационной журналистики усиливается, а аналитической ослабевает. Это негативное явление, ведь в музыкальном просветительстве важнейшей функцией является аргументированная оценка и раскрытие произведения для читателя. Тем не менее явление смены жанров есть необратимый процесс, который происходит вместе с всеобщим прогрессом и переменами в устройстве жизни людей. На смену “старым” приходят новые, которые способны удовлетворить запросы аудитории. Технический прогресс иногда вызывает противоречивую оценку исследователей. Само название ознаменовывает движение человечества к более прогрессивному подходу, типу мышления и повышенной эрудированности. Однако не все склонны пользоваться современными технологиями во благо развития. Напротив, это является существенной проблемой нашего времени, когда люди могут быть зомбированы гаджетами, неразборчивы в предлагаемой им информации, у таких людей может отсутствовать способность критически мыслить. Это негативные последствия чрезмерного увлечения интернетом.

По мнению главного редактора журнала InRock Владимира Импалера, рейтинги занимают все большее место в современной музыкальной журналистике, вытесняя аналитику: «К сожалению, в муз-журналистику проникла банальная “развлекаловка”, всевозможные “десять невероятных фактов, которые вас удивят” и “сто лучших риффов Джими Хендрикса”, а длинные тексты люди читают всё меньше». Примечательно, что названия таких рейтингов зачастую напоминают заголовки свойственные “желтой прессе”. Обозначив топ - определенное количество, часто круглое число, рассматриваемых в материале объектов или явлений придается сенсационный характер повествования. Заголовки достаточно броские и хорошо привлекают внимание читателя. Также, материал в виде списка имеет более структурированную форму, что облегчает навигацию читателю.

Несмотря на постепенное развитие российских музыкальных интернет-СМИ и их каналов на YouTube все еще заметно отставание от зарубежных коллег, которые являются пионерами в этой области. Практически все форматы, которые появляются у нас в той или иной степени уже были представлены зарубежными музыкальными изданиями. Это понятная тенденция, ведь российские издания пользуются уже наработанными форматами и адаптируют их для своего зрителя. Нельзя сказать, что наши музыкальные интернет-СМИ попросту копируют зарубежные, ведь они, как правило, вносят изменения, однако в некоторых случаях сходство становится очевидным. В любом случае у зарубежных СМИ формат публикации видеороликов на YouTube уже давно существует и более развит. Это отражается в количестве предлагаемых рубрик, качестве подачи материала, частоты выхода и большей оригинальности. Российским изданиям все еще есть, что почерпнуть и обратить внимание на удачные решения в работе зарубежных коллег и использовать их лучшие наработки для развития музыкальной интернет-журналистики стран СНГ.